Вы здесь

Обзор законодательства Республики Алтай в сфере физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт – это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. 

В соответствии с частью 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации  в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

На основании пункта «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы физической культуры и спорта находится совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, что установлено частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере физической культуры, является Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  (далее по тексту именуется Федеральный закон № 329-ФЗ).

Настоящий федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 329-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;

2) учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно:

а) установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;

б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации;

в) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;

г) информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

4) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, а именно:

а) наделение статусом «Спортивная сборная команда субъекта Российской Федерации» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

б) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

в) обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

5) организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах Российской Федерации;

6) присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях;

7) реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации;

8) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

9) обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;

9.1) осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами Российской Федерации и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, созданными без участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочий.

Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлен достаточно широкий круг полномочий в сфере физической культуры и спорта.

В целях совершенствования законодательства Республики Алтай на сессиях Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в 2011 году в сфере физической культуры и спорта в целях приведения в соответствие с бюджетным законодательством признаны законом Республики Алтай от 05.03.2011 № 6-РЗ «О признании утратившими силу некоторых  законов Республики Алтай» признаны утратившими силу закон Республики Алтай от 10.11.2008 № 106-РЗ «О республиканской целевой программе «Развитие физкультуры и спорта в Республике Алтай на 2009 – 215 годы» и закон Республики Алтай от 05.10.2010 № 48-РЗ «О внесении изменений в закон  Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Развитие физкультуры и спорта в Республике Алтай на 2009 – 2005 годы».

По вопросам развития физкультуры и спорта Правительством Республики Алтай постановлением от 16.09.2010 № 203 «О республиканской целевой программе  «Развитие физической культуры и спорта в Республике Алтай на 2011-2015 годы» утверждена соответствующая программа.

Законом Республики Алтай  от 06.06.2011 № 29-РЗ  «О внесении изменений в Закон Республики Алтай  «О физической культуре и спорте в Республике Алтай» внесены изменения в закон Республики Алтай от 25.09.2008 № 81-РЗ «О физической культуре и спорте в Республике Алтай» в части приведения его в соответствие с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Правовыми основаниями принятия указанного закона являются: подпункт 30 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» и подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 329-ФЗ, согласно которых  к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов по осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей, а также по определению задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъекте.

За истекший период 2012 года  в области физической культуры и спорта органами государственной власти Республики Алтай было принято 5 нормативных правовых актов (из них 4, вносящие изменения в ранее принятые нормативные правовые акты).

В целях эффективного и рационального использования бюджетных средств, выделяемых на сферу физической культуры и спорта приказом от 15.06.2012 № 70-03 Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай была утверждена ведомственная целевая программа.

По данным федерального регистра нормативных правовых актов на момент проведения мониторинга, в Республике Алтай действуют 13 нормативных правовых актов в сфере физической культуры. Из них по видам нормативных правовых актов 4 - закона, 6 - постановлений, 2- приказа, 1 - распоряжение.

По всем поступающим нормативным правовым актам Управлением в обязательном порядке проводятся правовая и антикоррупционная экспертизы.

За истекший период 2012 года по результатам экспертиз установлено, что принятие нормативных правовых актов в сфере физической культуры и спорта не выходило за пределы полномочий Республики Алтай, как субъекта Российской Федерации, и соответствовало компетенции органов государственной власти Республики Алтай, норм, противоречащих федеральному законодательству, также,  выявлено не было.

Исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим реализацию государственной политики Республики Алтай, функции по координации и контролю в области физической культуры и спорта является Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай.

Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия:

- по контролю за исполнением и обеспечивает исполнение законодательства Российской федерации в установленной сфере деятельности;

- утверждает Порядок проведения республиканских официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Республики Алтай;

- утверждает Порядок формирования спортивной сборной команды Республики Алтай и наделяет статусом «Спортивная сборная команда Республики Алтай»;

- утверждает Правила проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в Республике Алтай;

- осуществляет иные полномочия в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- разрабатывает и реализует ведомственные целевые программы в пределах своей компетенции.

Однако, на момент проведения мониторинга в федеральный регистра нормативных правовых актов внесено 8 нормативных правовых актов указанного комитета, из которых 4, вносящие изменения в ранее принятые нормативные правовые акты.

В тоже время, на официальном сайте Комитета по физической культуре и спорту имеется информация о принятии Комитета по физической культуре и спорту приказов об утверждении различных ведомственных целевых программ, иных актов, которые являются нормативно правовыми, однако в Управление они не поступали.

Среди таковых отмечаются: приказы Комитета по физической культуре и спорту:

- от 04.06.2010 № 40-03 «О ведомственной целевой программе «Развитие зимних видов спорта в Республике Алтай на 2011-2014 годы»;

- от 09.04.2010 № 23/1-03 «О ведомственной целевой программе «Организация деятельности и развитие физической культуры и спорта в подведомственных учреждениях Комитета по физической культуре и сорта Республики Алтай на 2011-2013 годы»;

- от 09.04.2010 № 22-03  «О ведомственной целевой программе «Подготовка и развитие сборных команд Республики Алтай на 2011-2013 годы».

Участие Управления в нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Алтай заключается также в проведении правовых и антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов.

Так, Управлением за истекший период  2012 года были проведены правовые экспертизы 2 проектов нормативных правовых актов Республики Алтай в сфере физической культуры и спорта:

- проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в закон Республики Алтай «О Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы»;

- проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в закон Республики Алтай «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года»;

По результатам проведения экспертизы вышеуказанных проектов норм, противоречащих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не было выявлено.

В настоящее время в Управлении на правовой экспертизе находится  проект закона Республики Калтай «О внесении изменений в статьи 3 и 8 закона Республики Алтай «О физической культуре и спорте в  Республике Алтай» и Административный регламент предоставления государственной услуги Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай по предоставлению дополнительного образования детям в учреждении регионального значения по физкультурно-оздоровительному и спортивному направлениям, утвержденный приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 27.07.2012 № 1165 «Об утверждении административных регламентов».

Таким образом, за истекший период 2012 года нормативное правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта осуществлялось преимущественно на подзаконном уровне. Органы государственной власти Республики Алтай в сфере физической культуры и спорта достаточно активно участвуют в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта на территории Республики Алтай, своевременно и в полной мере реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия. Вместе с тем, возможность дальнейшего регулирования соответствующих правоотношений и совершенствования такого регулирования в республике существует.

17 августа 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).