Вы здесь

О взаимодействии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай с Прокуратурой Республики Алтай в сфере обеспечения единства правового пространства

Важным аспектом взаимодействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее Управление) с Прокуратурой Республики Алтай (далее Прокуратура) является согласованная деятельность по решению общих целей и задач.

Для Управления, как и для Прокуратуры, обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание деятельности.

Деятельность по обеспечению единства правового пространства неразрывно связана с реализацией конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, что закреплено в преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (далее Указ № 1486).

Единство правового пространства – один из важнейших факторов нормального существования любого федеративного государства, от успешности обеспечения которого зависит функционирование всех его институтов, и как следствие, качество жизни граждан этого государства.

Правовое единство государства обеспечивается совершенствованием нормативной базы субъектов Российской Федерации, в чем не малую роль играет взаимодействие органов государственной власти разных уровней.

Во исполнение пункта 6 Указа № 1486 Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Данным нормативным правовым актом регламентирована работа по обеспечению контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, созданию условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Систематизированный учет и оценка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Минюстом России дает возможность эффективно влиять на развитие законодательства субъектов Российской Федерации в гармонии с федеральным законодательством.

Такой учет тем более эффективен, поскольку в настоящее время федеральные органы государственной власти, в частности Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации, имеют в своем распоряжении весомый механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а именно ответственность органов государственной власти субъектов Федерации за несоблюдение норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Оценка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Минюстом России происходит посредством правовой экспертизы, проводимой его территориальными органами, в нашем случае Управлением, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также установления их соответствия приемам и правилам юридической техники.

В этой связи пунктом 23 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 87 (далее Приказ № 87) закреплено, что вывод о противоречии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству рекомендуется формулировать с учетом возможности обращения в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

Согласно пункту 29 Приказа № 87, в случае если орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, не предпринимает мер по приведению правового акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, копия экспертного заключения о несоответствии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству направляется в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

В первом полугодии 2012 года Управлением в адрес Прокуратуры направлено три мотивированных экспертных заключения о несоответствии нормативных правовых актов Республики Алтай Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Прокуратурой в Управление направляются информации о результатах рассмотрения экспертных заключений и принятых мерах прокурорского реагирования.

Кроме того, используется и такой механизм взаимодействия, как заключение Управлением, призванным обеспечивать единство правового пространства, соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Так, в 2008 году было заключено Соглашение между Управлением и Прокуратурой о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства от 17.10.2008 (далее Соглашение).

Во исполнение указанного Соглашения Управлением проводятся ежеквартальные сверки данных о выявленных нарушениях федерального законодательства в нормативных правовых актах Республики Алтай. Акты, составленные по результатам сверок, направляются в Прокуратуру Республики Алтай для рассмотрения и подписания не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В целях повышения эффективности деятельности по обеспечению единства правового пространства и противодействия коррупции, подписано четырехстороннее Соглашение о взаимодействии прокуратуры Республики Алтай, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай от 31.03.2011, в котором установлены следующие направления в сфере обеспечения единства правового пространства:

1) взаимодействие по вопросам нормотворческой деятельности;

2) взаимодействие по мониторингу нормативных правовых актов, принимаемых Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай и Правительством Республики Алтай;

3) взаимодействие по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай и Правительством Республики Алтай.

В результате заключенных соглашений, а также установленного механизма взаимодействия Управления с Прокуратурой в основном удается достигнуть желаемых результатов по устранению нарушений федерального законодательства, выявленных в нормативных правовых актах органов государственной власти Республики Алтай.

Считаем, что на практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учётом требования о соблюдении законности в пределах компетенции каждого субъекта отношений и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения задач в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.

 

Ведущий специалист-эксперт
отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения
федерального регистра и регистрации уставов муниципальных
образований Управления Минюста России по Республике Алтай
Н.В. Лукиных

21 августа 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).