Вы здесь

Об итогах работы по приведению органами местного самоуправления в Республике Алтай уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством 2016-2017 годов

Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке обязано иметь каждое муниципальное образование. В Республике Алтай зарегистрировано 102 муниципальных образования (1 городское поселение, 10 муниципальных районов, 91 сельское поселение).

Учитывая, что в уставе в упорядоченном виде воспроизводятся нормы законов, облегчающие работу муниципалитетов и формирующие у населения более четкое представление о смысле и характере местного самоуправления, органы местного самоуправления в Республике Алтай уделяют серьезное внимание приведению уставов в соответствие с федеральным и республиканским законодательством.

Вместе с тем динамика федерального законодательства обуславливает необходимость постоянной корректировки положений уставов.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), установлено, что в случае, если федеральным или региональным законом не установлен конкретный срок, в течение которого устав подлежит приведению в соответствие с данным законом, устав должен быть приведен в соответствие в период, длительность которого зависит от  следующих факторов и сроков:

- срок проведения процедуры обнародования проекта правового акта;

- проведение процедуры обсуждения данного проекта на публичных слушаниях;

- анализ и учет предложений, замечаний граждан к проекту;

- соблюдение периодичности проведения сессий Совета депутатов (не менее одного раза в квартал);

- срок государственной регистрации правового акта, вносящего изменения в устав;

- проведение официального опубликования (обнародования) правового акта после его регистрации.

Весь период приведения устава в соответствие с законодательством, включая процедуру регистрации, не должен превышать 6 месяцев.

То есть, если из этих 6 месяцев один месяц займет государственная регистрация правового акта, то фактически органам местного самоуправления необходимо осуществить всю процедуру подготовки и принятия изменений в устав в течение 5 месяцев.

В случае если устав не будет приведен в соответствие в указанный срок, он считается длительно не приведенным в соответствие с законодательством (часть 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Следует отметить, что по состоянию на 22.02.2018 в Республике Алтай:

- 100% уставов муниципальных образований приведены в соответствие с федеральными законами, которыми внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ в течение января-ноября 2016 года;

- 96,08% уставов муниципальных образований (98 из 102) приведены в соответствие с федеральными законами, которыми внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ в конце декабре 2016 года;

- 93,14% уставов муниципальных образований (95 из 102) приведены в соответствие с федеральными законами, которыми внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ в апреле 2017 года.

Помимо этого, в Федеральный закон № 131-ФЗ изменения, требующие приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством, вносились также в июле, октябре, декабре 2017 года и феврале 2018 года.

Срок внесения изменений в уставы по июльским изменениям Федерального закона № 131-ФЗ истек в январе 2018 года.

Таким образом, уставы, в которых данные изменения не учтены, также попадают в категорию длительно неприведенных в соответствие с действующим законодательством.

В рамках оказания органам местного самоуправления методической помощи Управлением на постоянной основе ведется работа по подготовке индивидуальных проектов муниципальных правовых актов в целях приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством.

В 2016-2017 годах муниципалитеты по согласованию с Правительством Республики Алтай провели работу по принятию модельных уставов, что способствовало более быстрому приведению их в соответствие с часто меняющимся федеральным законодательством.

По состоянию на 22.02.2018 модельные уставы приняты в 86 сельских поселениях и 3 районах Республики Алтай, что составляет 89% от общего числа муниципальных образований, которым направлялись данные проекты.

Всего за 2017 год и истекший период текущего года Управлением самостоятельно разработано и направлено в муниципальные образования 257 проектов индивидуальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Также в районы, в которых не принимались модельные уставы, Управление направило обновленные (с учетом всех изменений) модельные уставы. Всего разработано 264 проектов МНПА.

От общего числа поступивших за указанный период на регистрацию муниципальных правовых актов, 83% составляют акты, проекты которых разработаны Управлением.

Не смотря на то, что Управлением не прекращается работа по корректировке положений уставов с учетом последних изменений федерального законодательства на сегодняшний день несколько уставов муниципальных образований являются длительно неприведенными в соответствие с действующим законодательством.

Сведения о неприведенных в соответствие с федеральным законодательством уставах муниципальных образований по итогам 2017 года направлены в адреса республиканской и районных прокуратур, а также в Ассоциацию Совет муниципальных образований в Республике Алтай.

По результатам совместной работы Управления, республиканской и районных прокуратур, а также Ассоциации Совет муниципальных образований в Республике Алтай на сегодняшний день к категории длительно неприведенных:

- с учетом изменений декабря 2016 года отнесены 4 (3,9%) устава (Улаганский район, Усть-Мунинское, Кызыл-Озекское, Чергинское сельские поселения);

- с учетом изменений апреля 2017 года отнесены 7 (6,9%) уставов (Улаганский район, Усть-Мунинское, Кызыл-Озекское, Чергинское, Соузгинское, Каракольское, Артыбашское сельские поселения).

До конца февраля 2018 года запланировано проведение сессий Советов депутатов, на которых будут приняты необходимые изменения в 3 устава из 7 неприведенных (Улаганском районе, Соузгинском и Артыбашском сельских поселениях).

Необходимо отметить также, что в конце 2017 года принят Закон Республики Алтай от 13.12.2017 № 61-РЗ «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» (далее – Закон № 61-РЗ), которым урегулированы отдельные вопросы, касающиеся порядка формирования, полномочий, срока полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в Республике Алтай, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай.

В силу части 4 статьи 4 Закона № 61-РЗ уставы муниципальных образований подлежат приведению в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу

Закон № 61-РЗ вступил в силу 24.12.2017, таким образом, до конца марта 2018 года муниципальным образованиям районов в Республике Алтай необходимо привести уставы в соответствие с положениями Закона № 61-РЗ.

Следует отметить, что проекты актов о внесении изменений в уставы районов были разработаны Управлением с учетом положений Закона № 61-РЗ.

 

Методической помощь по подготовке индивидуальных проектов муниципальных правовых актов в целях приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и республиканским законодательством является приоритетным направлением деятельности Управления и будет продолжена в 2018 году.

01 марта 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).