Вы здесь

ИТОГИ деятельности отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований за 2017 год и задачах на 2018 год

В  2017 году из органов государственной власти Республики Алтай в Управление для проведения правовой экспертизы поступило 650 (436) проектов нормативных правовых актов Республики Алтай. Количество проектов, поступивших в 2017 году, превысило результат 2017 года на 32,9%.

За отчетный период специалистами подготовлено 634 (434) экспертных заключения на проекты нормативных правовых актов Республики Алтай, что составляет 97,5% (99,5%) от поступивших в Управление.

Количество согласованных (завизированных) проектов нормативных правовых актов, из числа поступивших составило: 16 (2) или 2,5% (0,5%).Согласование проходят проекты, повторно поступающие в Управление после их доработки.

По сравнению с 2016 годом результат подготовленных Управлением экспертных заключений на проекты возрос на 31,5%.

Подготовленные экспертные заключения распределились следующим образом: 495 (388) без замечаний и предложений и 139 (46) оформлены с замечаниями и предложениями.

Показатель учтенных замечаний по результатам 2017 года составляет 100% (98,5%), что можно отнести к положительному результату деятельности Управления в сфере нормотворчества.

В 2017 году Управлением самостоятельно разработан проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О нормативных правовых актах Республики Алтай», который принят на ноябрьской сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.

В отчетном периоде сотрудники Управления приняли участие в  заседаниях рабочих групп, комиссиях и совещаниях по разработке 421 (458) проекта нормативного правового акта Республики Алтай, что на 8% меньше результатов прошлого года.

Учитывая, что Управление отходит от практики многоразового проведения правовой экспертизы на один и тот же проект, в 2018 году показатель по данному направлению будет существенно снижен.

Не смотря на это работа по обеспечению и в 2018 году сто процентного принятия актов, в которых учитываются конструктивные замечания и предложения Управления будет продолжена.

2. За 2017 год из органов государственной власти Республики Алтай в Управление для проведения правовой экспертизы поступило 1176 (1314) нормативных правовых актов (далее - НПА), что на 10,5% меньше чем в 2016 году.

Количество НПА Республики Алтай, по которым в отчетном периоде проведены  правовые  экспертизы,  в том числе повторные, составило 1174 (1232)(правовая экспертиза не проводилась на 2 (82) НПА, которые были признаны недействующими до проведения правовой экспертизы, что составило 0,2% (6,2%) от общего числа, поступивших НПА).

Несоответствия федеральному законодательству в целом, или в части отдельных норм выявлены Управлением в 76 (72) НПА Республики Алтай, что на 5,3% больше чем в 2016 году и составило 6,5% (5,8%) от общего количества проведенных правовых экспертиз.

Основной процент выявленных несоответствий федеральному законодательству, как и в прошлом году, приходится на акты иных органов исполнительной власти Республики Алтай, которыми утверждаются административные регламенты по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций - 59,2% (86,1%).

Также количество положений содержащих нормы несоответствующие федеральному законодательству за отчетный период по сравнению с предыдущим увеличилось в законах Республики Алтай – 18,4% (11,1%).

Рост числа законов Республики Алтай, в которых были выявлены несоответствия федеральному законодательству в 2017 году, связан с несвоевременным отслеживанием динамики федерального законодательства в различных сферах общественных правоотношений, что позволило Управлению в рамках повторной правовой экспертизы, сделать вывод о необходимости приведения законодательного акта в соответствие.

В 2017 году Управлением проведено 74 (63) повторные правовые экспертизы, что составляет 6,3% (5,1%) от общего количества проведенных экспертиз. По сравнению с 2016 годом количественный показатель проведенных Управлением повторных правовых экспертиз увеличился на 1,2%.

По результатам повторных правовых экспертиз, несоответствия федеральному законодательству в целом, или в части отдельных норм выявлены  в 24 (34) актах, что составляет 31,6% (47,2%) от общего количества экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству.

В целях исключения в республиканском правовом массиве нормативных правовых актов, вступающих в противоречие с нормами федерального законодательства, в Управлении введена практика подготовки ежеквартального плана по проведению повторной правовой экспертизы с учетом динамики федерального законодательства и обзоров, направляемых Минюстом России.

Количество НПА Республики Алтай, приведенных в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений Управления, с учетом остатка 2016 года (7) составляет на конец отчетного периода 71 или 85,5%.

По итогам года в категорию длительно неприведенных в соответствие с нормами федерального законодательства входят 5 законов Республики Алтай и 1 постановление Правительства Республики Алтай.

По четырем из перечисленных актов выводы Управления поддержаны  Прокуратурой Республики Алтай, от лица которой, в орган, принявший НПА, внесены  соответствующие предложения, разработаны проекты НПА о внесении изменений, созданы рабочие группы по их согласованию и доработке.

В целях приведения в соответствие двух оставшихся НПА Управление готовит материалы для направления в Минюст России  в рамках поручения от 03.09.2016 № 08-103698/16.

Также необходимо отметить, что в большинстве случаев замечания Управления, содержащиеся в экспертных заключениях, устраняются органами государственной власти Республики Алтай до принятия соответствующих мер органами прокуратуры.

В 2018 году ставим своей задачей не снижать темпы по отслеживанию приведения нормативных правовых актов Республики Алтай в соответствие с нормами федерального законодательства.

В целях исключения устаревших и недействующих норм в законодательстве Республики Алтай Управление вышло с предложением в Парламент Республики Алтай совместного проведения систематизации республиканских законов, принятых до 2010 года.

3. В государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации включено 102 муниципальных образования  Республики Алтай: 1 городской округ, 10 муниципальных районов и 91 сельское поселение.

Основной задачей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Управление) в сфере регистрации уставов муниципальных образований является обеспечение соответствия уставов муниципальных образований требованиям законодательства в сфере местного самоуправления, и оказание методической помощи органам местного самоуправления по внесению изменений в уставы.

В 2017 году на государственную регистрацию поступило 190 (170)  муниципальных правовых актов (в скобках данные за 2016 год), из которых: 17 (74) уставов муниципальных образований и 173 (96) акта о внесении изменений в устав.

Сравнительный анализ статистических данных показывает, что в 2017 году общее количество поступивших муниципальных правовых актов возросло по сравнению с 2016 годом на 20 актов, что в процентном соотношении составило – 10,5%.

При этом соотношение видового состава поступивших на государственную регистрацию муниципальных правовых актов, изменилось следующим образом:

- по уставам, в сторону уменьшения  их количества   на 77% (с 74 до 17 актов);

- по муниципальным правовым актам о внесении изменений в устав, в сторону увеличения  их количества  на  44,5 % (с 96 до 173 актов).

Увеличение показателя поступивших на государственную регистрацию муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы вызвано, прежде всего, тем, что в отчетном периоде Управлением с учетом динамики федерального законодательства была проделана значительная работа по обеспечению сельских поселений и муниципальных районов проектами индивидуальных актов о внесении  изменений в их уставы.

Из 190 поступивших муниципальных правовых актов 179 прошли государственную регистрацию в отчетном периоде.

На основании заявлений глав муниципальных образований Управлением возвращено 7 (5) муниципальных правовых актов, вносящих изменения в уставы муниципальных образований, что от общего числа поступивших муниципальных правовых актов составило – 3,7%.

Управлением за отчетный период приняты решения об отказе в государственной регистрации 4 (1) муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования. В процентном соотношении данный показатель составляет 2,1%.

- в одном случае, в регистрации акта отказано в   связи нарушением порядка его принятия;

- в двух случаях – в связи с выявленными в актах противоречиями федеральному законодательству;

-  в положениях одного акта был выявлен коррупциогенный фактор.

Выявленные в муниципальных правовых актах противоречия федеральному законодательству, преимущественно, связаны с положениями, регулирующими организацию деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Управлением регулярно анализируется информация о количестве муниципальных образований, чьи уставы длительное время не приводились в соответствие с федеральным и республиканским законодательством.

Так, в соответствие с законодательством в сфере местного самоуправления 2016 года приведено 94,1 % уставов муниципальных образований в Республике Алтай (96 из 102),  в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ с учетом изменений, внесенных в него в апреле 2017 года, приведено  86,3 % уставов муниципальных образований в Республике Алтай (88 из 102).

Обеспечение своевременного приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством ежегодно является одним из приоритетных направлений работы Управления. Управление постоянно совершенствует работу по контролю за состоянием уставов муниципальных образований, применяя новые формы взаимодействия с органами местного самоуправления. Активно используется практика разработки индивидуальных проектов муниципальных правовых актов и их внесение  на рассмотрение представительного органа муниципального образования.

В целях выработки эффективных мер по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством, в 2017 году вопрос о состоянии работы Управления в данной сфере дважды рассматривался на заседаниях Координационного Совета при Управлении,  и неоднократно на оперативных совещаниях при начальнике Управления.

Одним из  полномочий Управления является оказание методической помощи органам местного самоуправления по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований федеральному законодательству.

В 2017 году продолжена работа по внедрению модельных уставов муниципальных образований со статусом сельского поселения и муниципального района, начало которой было положено в 2016 году (разработанные Управлением модельные уставы направлены для рассмотрения в 10 муниципальных районов и 90 сельских поселений).

На сегодняшний день модельные уставы приняты в 3 муниципальных районах и 85 сельских поселениях Республики Алтай, что составляет 88% от общего числа муниципальных образований, которым они направлялись.

С учетом изменений действующего законодательства, Управление постоянно обновляет положения модельных уставов для тех муниципальных образований, в которых они ещё не приняты.

Всего в отчетном периоде Управлением самостоятельно разработано и направлено в муниципальные образования 210 (180) проектов уставов и индивидуальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, из них  74,7% принято в 2017 году.

Об изменениях федерального и республиканского законодательства в сфере местного самоуправления Управление информирует органы местного самоуправления также посредством интернет ресурсов, в ходе телефонных консультаций и личного приема. Специалистами Управления даются детальные разъяснения  порядка подготовки, принятия, обнародования решений о внесении изменений в устав муниципального образования. Всего в 2017 году проведено 12 рабочих встреч с должностными лицами муниципальных образований, в ходе которых также обсуждались вопросы  внесения изменений в уставы, касающиеся порядка избрания главы муниципального образования, назначения главы администрации района, доплаты к пенсии, установления социальных гарантий главе муниципального образования и иные вопросы.

В 2017 году Управлением организован и проведен 1 (7) выездной семинар для представителей органов местного самоуправления по проблемным вопросам приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством (Онгудайский  район).

В 2018 году считаем необходимым оказать методическую помощь муниципальным образованиям в Республике Алтай по приведению их уставов в соответствие с декабрьскими изменениями республиканского законодательства.

4.1. В 2017 году антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 1174 (1232)нормативных правовых актов Республики Алтай.

Кроме того, антикоррупционная экспертиза была проведена в отношении 650 (436)  проектов нормативных правовых актов.

В отчетном периоде число нормативных правовых актов, ставших предметом антикоррупционной экспертизы, уменьшилось по сравнению с 2016 годом на 4,7%, в то же время в отношении проектов  правовых актов данный показатель вырос на 32,9%.

Коррупциогенные факторы выявлены в 53 (65) нормативных правовых актах, что составляет 4,5% (5,3%) от общего числа актов, рассмотренных Управлением.

Помимо этого, наличие коррупциогенных факторов установлено в 29 (6) проектах нормативных правовых актов Республики Алтай, т.е. 4,5% (1,4%) от числа проектов, прошедших антикоррупционную экспертизу.

Практика выявления коррупциогенных факторов на стадии проектов, до принятия нормативного правового акта, позитивно привела к сокращению количества НПА Республики Алтай, в которых выявлены положения, способствующие проявлению коррупции.

Общее количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативных правовых актах и их проектах, составило 196 (134), в том числе:

Анализ коррупциогенных факторов, выявленных в 2017 году, показывает, что наибольшее количество 50 или 25,5% составляет коррупциогенный фактор - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Кроме того, как и в 2016 году часто выявлялись следующие коррупциогенные факторы:

- возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), то есть выборочное изменение объема прав  –  21,9%;

- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами определенных действий либо одного из элементов такого порядка –  18,4%.

По состоянию на 31.12.2017 коррупциогенные факторы, выявленные  в проектах нормативных правовых актов Республики Алтай, устранены в полном объеме (100%).

Процент устранения коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах составил 90,6% (89%). В количественном соотношении это составило 48 из 53  (58 из 65).

Из пяти НПА, попавших на конец отчетного периода, в 2-х коррупциогенные факторы устранены в январе 2018 года. Контроль за оставшимися НПА будет продолжен в 2018 году.

Учитывая, что по количеству НПА, в которых выявлены коррупциогенные факторы в 2017 году, как и в 2016году,  Республика Алтай занимает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе, считаем необходимым продолжить в 2018 году контроль по устранению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Республики Алтай.

В целях уменьшения в 2018 году количества  коррупциогенных факторов в республиканских нормативных правовых актах предлагаем направить в адрес Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай обобщенную информацию о нормативных правовых актах Республики Алтай, в которых в 2017 году выявлены коррупциогенные факторы.

4.2. В 2017 году проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 17 (74) уставов (меньше показателя прошлого года на 77%) муниципальных образований, 173 (96) муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (больше показателя прошлого года на 44,5%).

Коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований при их государственной регистрации в отчетном периоде выявлено не было.

При проведении антикоррупционной экспертизы муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования выявленный в Решении Совета депутатов муниципального образования «Чемальский район» коррупциогенный фактор, явился причиной отказа в государственной регистрации данного муниципального правового акта.

Коррфактор содержался в положениях решения районного совета депутатов муниципального образования определяющих вопросы, по которым правовые акта (решения) совета депутатов принимаются открытым или тайным голосованием.

В частности,  решением установлено, что «иные решения районного совета депутатов принимаются открытым голосованием, за исключением тех случаев, когда большинством голосов от установленной численности депутатов районного совета депутатов может быть принято решение о   проведении тайного голосования».

Установленное правовое регулирование,  допускает возможность принятия тайным голосованием иных решений совета депутатов помимо тех, которые Уставом прямо определены в качестве решений, принимаемых тайным голосованием. При этом в Решении отсутствуют критерии определения советом депутатов случаев, при которых те или иные правовые акты должны приниматься тайным голосованием.

Положение Решения, не устанавливающее четких критериев оценки правового акта, который, по мнению совета депутатов, подлежит принятию тайным голосованием, не отвечает требованиям определенности и ясности правового регулирования, что считается фактором, создающим условия для проявления коррупции (подпунктом «а» пункта 3 Методики - отсутствие и неопределенность условий или оснований принятия решения - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения органами местного самоуправления).

Аналогичный коррупциогенный фактор был выявлен и в 2016 году в  Решении Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район».

5. Общее количество нормативных правовых актов Республики Алтай, включенных в федеральных регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее по тексту именуется Федеральный регистр) составляет 13092 (12146) документов, из них действующих НПА – 7178 (7223).

В 2017 году в Федеральный регистр включено 946 (1148) НПА органов государственной власти Республики Алтай, что меньше на 17,6% количества актов, поступивших в 2016 году.

В целях исключения фактов не предоставления органами государственной власти Республики Алтай, принятых ими нормативных правовых актов для внесения в Федеральный регистр Управление на постоянной основе проводит мониторинг официальных интернет-порталов: (www.pravo.gov.ru) и (www.altai-republic.ru). При сверке данных  указанных порталов с базой данных федерального регистра нормативных правовых актов, акты, не включенные в регистр, запрашиваются в органе, принявшем НПА с обязательным информированием высшего должностного лица Республики Алтай о нарушении установленных сроков.  Всего по итогам 2017 года истребовано  два таких акта.

Подобная практика, наряду с обязательной  сверкой, ежеквартально проводимой между Управлением  и  Единым аппаратом Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай по соблюдению исполнительными органами государственной власти Республики Алтай сроков предоставления НПА для включения в федеральный регистр, способствовала значительному снижению количества нарушений установленного срока.

Всего в 2017 году с нарушением срока было представлено 18 (48) актов, что меньше чем  2016 году на 62,5%. Что также можно считать одним из положительных моментов отлаженного взаимодействия с органами государственной власти Республики Алтай.

Количество дополнительных сведений, внесенных в федеральный регистр в 2017 году составило 2418 (2656) документов.  Из них 1174 (1314) экспертных заключений  и 1244 (1342) - иной дополнительной информации, включая сведения об опубликовании нормативных правовых актов.

Следует отметить, что в 2017 году в соответствии с указаниями Минюста России Управлением осуществлен переход на электронную версию ведения Федерального регистра.

В 2017 году включено 1203 нераспознанных электронных образа в формате «pdf» (на сегодняшний день их количество составило 1291). Электронные образы вновь поступающих документов вносятся в Федеральный регистр в 14-дневный срок с момента их поступления. Внесение электронных образов документов, принятых до 2017 года, будет продолжено после поступления в Управление разъяснений Минюста России.

 

В 2018 году считаем необходимым продолжить мониторинг официального интернет-портала: (www.altai-republic.ru) в целях исключения фактов не предоставления органами государственной власти Республики Алтай, принятых ими нормативных правовых актов для внесения в Федеральный регистр Управление на постоянной основе проводит мониторинг.

30 января 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).