Вы здесь

Новости, объявления

Информация об изменениях в федеральном законодательстве, влекущих необходимость приведения в соответствие с законодательством отдельных положений уставов муниципальных образований

(4 квартал 2017 года)

 

В 4 квартале 2017 года в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) внесен ряд изменений, влекущих необходимость приведения уставов муниципальных образований в соответствие с данным законом.

Так, к числу федеральных законов, влекущих необходимость приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством, относятся:

- Федеральный закон от 30.10.2017 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 299-ФЗ) - вступил в силу 10.11.2017;

- Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее – Федеральный закон № 392-ФЗ) - вступает в силу с 06.03.2018;

- Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 443-ФЗ) - вступает в силу с 30.12.2018;

- Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 455-ФЗ) - вступил в силу 29.12.2017;

- Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 463-ФЗ) - вступил в силу 29.12.2017, часть положений вступает в силу с 28.06.2018;

- Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - вступил в силу с 31.12.2017, часть положений (далее – Федеральный закон № 503-ФЗ) – с 01.01.2019.

 

 

Изменения, подлежащие внесению в устав муниципального образования с учетом Федерального закона  

№ 299-ФЗ:

 

Изменения, внесенные Федеральный закон № 131-ФЗ Федеральным законом № 299-ФЗ, касаются вопросов стратегического планирования развития муниципального образования.

Установленный уставом муниципального образования перечень полномочий органов местного самоуправления, необходимо дополнить полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в настоящее время данное полномочие установлено пунктом 4.4 части 1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ (ред. Федерального закона № 299-ФЗ).  

Положения устава, регулирующие принятие и реализацию планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, следует изложить в новой редакции исходя из того, что в настоящее время федеральным законодательством предусмотрено принятие такого документа, как стратегия социально-экономического развития муниципального образования. При этом понятия «планы и программы социально-экономического развития муниципального образования», как таковое, упразднено.

 

Изменения, подлежащие внесению в устав муниципального образования с учетом Федерального закона 

№ 392-ФЗ:

 

Федеральным законом № 392-ФЗ признано утратившим силу положение Федерального закона № 131-ФЗ, предоставлявшее органам местного самоуправления сельского поселения право на «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами».

В то же время в отношении городского округа и муниципального района Федеральным законом № 131-ФЗ (ред. Федерального закона № 392-ФЗ) закреплено право органов местного самоуправления муниципального района на «создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также применение результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями при оценке деятельности руководителей подведомственных организаций и осуществление контроля за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями, в соответствии с федеральными законами».

Ранее Федеральный закон № 131-ФЗ предоставлял органам местного самоуправления городского округа, муниципального района право только на «создание условий для организации проведения независимой оценки качества  оказания услуг организациями».

С учетом изложенного, положения уставов сельских поселений о праве органов местного самоуправления сельского поселения на «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами», подлежат признанию утратившими силу.

А аналогичные положения уставов городского округа, муниципального района, следует изложить в новой редакции, соответствующей пункту 13 ч.1 ст.15.1 Федерального закона № 131-ФЗ (ред. Федерального закона № 392-ФЗ).

 

Изменения, подлежащие внесению в устав муниципального образования с учетом Федерального закона 

№ 443-ФЗ:

 

Федеральным законом № 443-ФЗ внесены изменения в положения Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающие вопрос местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.

С положений Федерального закона № 443-ФЗ, содержание указанного вопроса местного значения расширено, и включает в себя также такое понятие, как «организация дорожного движения».

Указанное изменение имеет отношение к таким видам муниципальных образований, как поселение, муниципальный район, городской округ.

С учетом изложенного положения уставов сельских поселений, муниципальных районов и городского округа, закрепляющие вопрос местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ.

При этом Федеральный закон № 443-ФЗ вступает в силу с 30.12.2018.

 

Изменения, подлежащие внесению в устав муниципального образования с учетом Федерального закона 

№ 455-ФЗ:

 

Федеральным законом № 455-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, согласно которым по проектам некоторых видов документов органами местного самоуправления могут быть проведены либо публичные слушания,  либо общественные обсуждения, тогда, как ранее по таким проектам предусматривалось проведение только публичных слушаний.

К таким проектам относятся:

- проект генерального плана;

- проект правил землепользования и застройки;

- проект планировки территории;

- проект межевания территории;

- проект правил благоустройства территорий;

- проект, предусматривающий внесение изменений в один из вышеуказанных утвержденных документов;

- проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;

- проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

С учетом изложенного соответствующие изменения подлежат внесению в уставы сельских поселений, городского округа.

 

Изменения, подлежащие внесению в устав муниципального образования с учетом Федерального закона 

№ 463-ФЗ:

 

Федеральным законом № 463-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, регулирующие вопросы благоустройства территории муниципального образования.

Так, ранее Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривал понятие «благоустройство территории поселения (городского округа)», под которым понимался «комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории».

В настоящее время в Федеральном законе № 131-ФЗ вместо понятия «благоустройство территории поселения (городского округа)» используется понятие «правила благоустройства территории муниципального образования», которое означает муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Исходя из этого в Федеральном законе № 131-ФЗ изменена формулировка вопроса местного значения.

Так, ранее вопросом местного значения поселения считалось утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В настоящее время указанный вопрос местного значения сформулирован в следующем виде : «утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения».

Аналогичным образом изложен вопрос местного значения городского округа.

С учетом изложенного соответствующие изменения необходимо внести в положения уставов муниципальных образований, закрепляющих аналогичный вопрос местного значения.

Кроме этого Федеральным законом № 463-ФЗ внесено изменение в норму Федерального закона № 131-ФЗ, определяющую состав территории сельского поселения, а именно в указанной норме слова «рекреационные земли» заменено словами «земли рекреационного назначения».

Аналогичные изменения следует внести в уставы сельских поселений.

 

 5. Территорию Актельского сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения сельского поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ сельского поселения.

 

 

Изменения, подлежащие внесению в устав муниципального образования с учетом Федерального закона 

№ 503-ФЗ:

 

 Изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ Федеральным законом № 503-ФЗ, связаны с изменением понятийного аппарата в сфере отходов производства и потребления.

В Федеральном законе № 131-ФЗ изложены в новой редакции нормы, формулирующие вопросы местного значения об  участии органов местного самоуправления в организации деятельности в сфере обращения твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Суть изменений состоит в использовании вместо термина «сбор твердых коммунальных отходов» термина «накопление твердых коммунальных отходов».

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019.

Информация об изменениях в федеральном законодательстве, влекущих необходимость приведения в соответствие с законодательством отдельных положений уставов муниципальных образований

(3 квартал 2017 года)

Во 3 квартале 2017 года в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) внесено ряд изменений, влекущих необходимость приведения уставов муниципальных образований в соответствие с данным законом.

Так, к числу федеральных законов, которыми внесены указанные изменения, относятся:

- Федеральный закон от 18.07.2017 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) - вступил в силу 30.07.2017;

- Федеральный закон от 26.07.2017 № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 9.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 202-ФЗ) – вступил в силу 06.08.2017;

- Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» (далее – Федеральный закон № 279-ФЗ) - вступил в силу 31.07.2017.

Изменения, подлежащие внесению в уставы муниципальных образований с учетом Федерального закона  

№ 171-ФЗ:

1) Федеральным законом № 171-ФЗ изложен в новой редакции абзац второй части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающий сроки вступления в силу изменений, внесенных в устав, касающихся изменения структуры органов местного самоуправления и полномочий органов местного самоуправления.

С учетом положений Федерального закона № 171-ФЗ, изложению в новой редакции подлежит положение устава муниципального образования, которым на сегодняшний определено, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с новой редакцией указанной федеральной нормы, названное положение устава муниципального образования следует изложить в редакции, устанавливающей, что «изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования».

2) Федеральным законом № 171-ФЗ изложена в новой редакции норма Федерального закона № 131-ФЗ, регламентирующая вступление в силу муниципальных нормативных правовых актов.

Если ранее федеральной нормой устанавливалось, что муниципальные правовые акты нормативного характера, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), то в настоящее время предусматривается, что такой порядок вступления в силу действует и в отношении муниципальных правовых актов нормативного характера, которыми установлен правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления.

С учетом этого, в новой редакции следует изложить положение устава муниципального образования, которым на сегодняшний закреплено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 

Изменения, подлежащие внесению в уставы муниципальных образований с учетом Федерального закона 

№ 202-ФЗ:

Федеральным законом № 202 перечень вопросов, на решение которых имеют право органы местного самоуправления, дополнен таким вопросом, как «оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта».

Исходя из этого, аналогичный перечень вопросов, закрепленный уставом муниципального образования, также следует дополнить указанным вопросом.

 

Изменения, подлежащие внесению в уставы муниципальных образований с учетом Федерального закона 

№ 279-ФЗ:

Федеральным законом № 279-ФЗ установлен новый вопрос местного значения городского округа - «осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении».

В этой связи в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск» необходимо ввести новое положение с учетом расширения перечня вопросов местного значения городского округа, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ.

 

 

Информация
о результатах приведения уставов муниципальных образований в соответствие с Законом Республики Алтай от 13.12.2017 № 61-РЗ «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай»
 
В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 34 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
24 декабря 2017 года вступил в силу Закон Республики Алтай от 13.12.2017 № 61-РЗ «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» (далее – Закон № 61-РЗ), согласно которому глава городского округа, муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Действовавший ранее Закон Республики Алтай от 30.10.2014 № 58-РЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай» предусматривал иной порядок избрания главы городского округа, в соответствии с которым глава муниципального образования избирался представительным органом муниципального образования из своего состава.
Таким образом, ввиду изменения порядка избрания глав городского округа, муниципальных районов в Республике Алтай, уставы данных муниципальных образований подлежат приведению в соответствие с Законом № 61-РЗ в части определения способа избрания и правового положения главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления, в трехмесячный срок со дня вступления данного акта в силу (абзац первый части 3.1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Также Законом № 61-РЗ изменены полномочия глав городского округа, муниципальных районов: если ранее республиканским законодательством определялось, что глава городского округа, муниципального района, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия председателя Совета депутатов, то согласно действующему в настоящее время Закону № 61-РЗ глава муниципального образования, избранный Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет  местную администрацию.
С учетом этого в уставы городского округа, муниципальных районов необходимо внести соответствующие изменения, касающиеся таких вопросов правового статуса главы муниципального образования, как:
- порядок избрания главы муниципального образования;
- срок его полномочий;
- место главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления, и т.п.
Помимо этого подлежат корректировке положения уставов, определяющие полномочия органов местного самоуправления; руководство и организацию работы органов местного самоуправления; принятие и подписание муниципальных правовых актов; временное исполнение полномочий главы муниципального образования в случае его отсутствия или досрочного прекращения полномочий; взаимодействие Совета депутатов и местной администрации; особенности вступления в силу положений устава, обеспечивающих введение новой системы избрания главы муниципального образования.
Срок приведения уставов городского округа, муниципальных районов с Законом № 61-РЗ истек 24 марта 2018 года.
В установленный срок необходимые муниципальные правовые акты приняты в городе Горно-Алтайске и 7-ми муниципальных районах, в 3-х муниципальных районах допущен незначительный пропуск установленного срока (2-7 дней).
В муниципальном образовании «Усть-Коксинский район» устав принят только 17 апреля т.г., что связано с проведением предварительной процедуры опубликования (обнародования) проекта устава данного муниципального района
Во всех правовых актах предусмотрены положения, обеспечивающие переход к новой системе избрания главы муниципального образования, организации деятельности органов местного самоуправления в новых условиях, особенности вступления в силу и применения отдельных положений уставов (актов о внесении изменений в устав).
Данными положениями регулируются вопросы, связанные с завершением исполнения полномочий главы муниципального образования, избранного до вступления в силу Закона № 61-РЗ, а также подготовкой необходимой правовой базы для избрания нового главы муниципального образования в соответствии с данным законом.
 
07 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter