Вы здесь

Статья на тема: «О деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации»

Верховенство законов государства предусматривает обязательность его предписаний для всех субъектов, кому они могут быть адресованы, - для всех органов государственной власти и для органов местного самоуправления, а также для должностных лиц, граждан и их объединений, что закреплено частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Данный принцип устанавливает, что законы, изданные на федеральном уровне, обладают высшей юридической силой по отношению к законодательству субъектов Российской Федерации. Последнее должно соответствовать федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон. Невозможно обеспечить единство правового пространства, а следовательно, и целостность федеративного государства, нарушая данный принцип.

Под правовым пространством Российской Федерации следует понимать не только законодательную базу, а всю совокупность норм правовой системы Российской Федерации, действующих на ее территории. Будучи составляющими единого правового пространства, каждый уровень нормотворчества имеет свои границы и предмет правового регулирования, характеризуется относительной самостоятельностью и в то же время все уровни требуют взаимосогласованности и упорядоченности.

Впервые задача по обеспечению единства правового пространства в нашей стране была сформулирована в Указе Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правого пространства Российской Федерации». В соответствии с этим Указом в целях обеспечения верховенства в стране Конституции Российской Федерации и федеральных законов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации дано поручение создать федеральный банк таких актов - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которого было возложено на Минюст России.

С этого момента территориальными органами Минюста России осуществляется ведение федерального регистра, проводится правовая экспертиза всех нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а в случае выявления противоречий федеральному законодательству принимаются активные меры по их устранению.

Таким образом, к полномочиям Министерства юстиции Российской Федерации в обеспечении единого правового пространства относится систематизированный учет и оценка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции России и (или) федеральному законодательству, экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт. Для принятия мер прокурорского реагирования копия экспертного заключения на акт, дающая основания для рассмотрения дела в суде, направляется в органы прокуратуры.

Во исполнение названных выше норм федерального законодательства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее по тексту именуется Управление) в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации ведется следующая работа.

Так, по состоянию на 01.08.2013 Управлением проведена правовая экспертиза, в том числе повторная, 656 нормативных правовых актов Республики Алтай.

По 82 нормативным правовым актам Республики Алтай подготовлены экспертные заключения о несоответствии их Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, что составляет 12,5 %.

В результате принятых Управлением мер 62 (75,6%) приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Из вышеперечисленных признаны утратившими силу органом, принявшим акт 24 и 38 нормативных правовых акта Республики Алтай приведены в соответствие с федеральным законодательством путем внесения в них изменений и дополнений.

Активное приведение органами государственной власти Республики Алтай принятых ими нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством можно считать положительным результатом принятых Управлением мер по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации.

Несмотря на плодотворную работу Управления в сфере обеспечения единства правового пространства регионального уровня, пока не все положения нормативных правовых актов Республики Алтай, противоречащие федеральному законодательству определены и устранены, и продолжается процесс совершенствования механизмов выявления и устранения подобных положений.

Так, в результате длительности процедуры принятия необходимых изменений законодательным органом государственной власти Республики Алтай – Парламентом Республики Алтай на сегодняшний день в Республике Алтай действуют 2 закона Республики Алтай, в которых Управлением выявлены противоречащие федеральным законам нормы.

В Законе Республики Алтай от 24.06.2003 № 12-8 «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» (далее по тексту именуется Закон № 12-8) выявлено несоответствие Федеральному закону от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее по тексту именуется Федеральный закон «О полиции»).

На республиканском уровне установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 12-8, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7-8, 12-14, 17, 20, 23-26, 29, 41, 47, 48, 52 настоящего Закона (пункту 2 части 1 статьи 104 Закона № 12-8»).

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона № 12-8 перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи, устанавливается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по Республике Алтай.

Следует отметить, что в ранее действующем законодательстве на милицию возлагались задачи охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции» одним из направлений деятельности полиции определяется обеспечение правопорядка в общественных местах.

В связи с этим, применительно к Федеральному закону «О полиции», обеспечение правопорядка можно определить как осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе безопасности личности, общества или государства – и в иных местах, деятельности полиции по надзору за общественно опасными событиями.

На основании изложенного, наделение должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20 (засорение улиц и иных общественных мест) Закона № 12-8 не соответствует функциям и задачам полиции, установленным Федеральным законом «О полиции», так как регулирует вопросы охраны окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не относящиеся к охране общественного порядка и общественной безопасности.
По результатам правовых экспертиз Закона № 12-8 в 2013 году трижды (с учетом разных редакций) составлялись мотивированные экспертные заключения с выводом о несоответствии его Федеральному закону «О полиции» (от 29.01.2013 № 02-265, от 08.04.2013 № 02-1260, от 21.06.2013 № 02-2334).

В ходе проведения повторной правовой экспертизы Закона Республики Алтай  от 01.10.2008 № 96-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области ветеринарии на территории Республики Алтай» выявлен ряд норм, противоречащих Закону Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», что отражено в мотивированном экспертном заключении Управления от 05.04.2013 № 02-1231.

Кроме того, в связи с массовым принятием приказов, которыми утверждаются административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Республики Алтай, на сегодняшний день в 35 приказах установлено противоречие Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг».

Объемность указанных актов, установление в них  процедур и сроков, регулируемых различными законодательными актами, несвоевременное отслеживание изменений федерального законодательства, стало основной причиной значительного увеличения, по сравнению с прошлыми годами, числа выявленных в ходе правовой экспертизы несоответствий федеральному законодательству.

Следует отметить, что органами исполнительной власти Республики Алтай принимаются активные меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, в то же время на республиканском уровне действуют 2 приказа Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай от 21.12.2010 № 208-ОД и от 17.05.2010 № 63-ОД «Об утверждении административных регламентов», которые на протяжении длительного времени (10 месяцев) не приведены в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг».

Копии экспертных заключений по результатам проведения правовой экспертизы на вышеперечисленные законы Республики Алтай, а также на приказы Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай были направлены в Прокуратуру республики.

По сведениям прокуратуры Республики Алтай доводы, отраженные  в экспертных заключениях Управления признаны обоснованными, по данным нормативным правовым актам Республики Алтай прокуратурой республики приняты меры прокурорского реагирования.

Таким образом, в целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, все полномочия по приведению  республиканских нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством используются Управлением в полном объеме.

06 сентября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter