Вы здесь

Информация по результатам мониторинга законодательства Республики Алтай в сфере пенсионного обеспечения

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации одной из форм социальной защиты нетрудоспособного населения являются пенсионные выплаты.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. В Конституции Российской Федерации статьями 7 и 39 закреплены основополагающие гарантии пенсионного обеспечения граждан России.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ) (далее по тексту именуется Федеральный закон № 166-ФЗ).
Пенсионный процесс - это порядок реализации гражданами права на пенсию, осуществляемый посредством строго установленных процессуальных действий, совершаемых в определенной последовательности (стадии пенсионного процесса) и в определенные сроки (процессуальные сроки).

В настоящее время государственные пенсии классифицируются законодателем на два вида в зависимости от источника их финансирования: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Основными законами, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, являются следующие федеральные законы:

-Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) (далее по тексту именуется Федеральный закон № 166-ФЗ);
-Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ) (далее по тексту именуется Федеральный закон № 173-ФЗ);
-Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ);
-Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ);
-Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ);
-Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона  от 29.02.2012 N 16-ФЗ);
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ).

На основании статьи 6 Федерального закона № 166-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 173-ФЗ установлены следующие виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Кроме того трудовая пенсия по старости может состоять из двух частей: страховой части и накопительной части.

В этой связи, пенсионный вопрос непосредственно затрагивает интересы как нетрудоспособного, так и всего трудоспособного населения.
Предметом правового регулирования в области пенсионного обеспечения является обособленная группа общественных отношений в сфере социальной защиты и социального обеспечения пожилых граждан России.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
На основании сведений, содержащихся в базе данных Федеральный регистр, в Республике Алтай по состоянию на 18.09.2012 действуют 36 нормативных правовых актов, регулирующих полностью или в части отдельных норм, отношения в сфере пенсионного обеспечения (перечень приведен в Приложении).

В рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий в обозначенной сфере правоотношений, органами государственной власти Республики Алтай приняты 15 законов, 18 постановлений и 3 приказа.
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим установление доплаты к пенсии и порядок ее выплаты на территории Республики Алтай, является Закон Республики Алтай от 01.11.2001 № 25-28 «О доплате к пенсии в Республике Алтай» (далее по тексту именуется Закон № 25-28).

Статьей 2 Закона № 25-28 закреплено, что основаниями для установления доплаты к пенсии являются особые заслуги граждан перед Российской Федерацией и Республикой Алтай в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки, техники, здравоохранения, образования, спорта, социальной защиты населения и других отраслях народного хозяйства.

В соответствии со статьей 3 Закона № 25-28 доплата к пенсии устанавливается: лицам, удостоенным званий Героя Социалистического Труда, Героя Советского Союза, России; народным, заслуженным работникам СССР, РСФСР, Российской Федерации; лицам, удостоенным званий лауреатов Государственных или Ленинских премий СССР, РСФСР, Российской Федерации; лицам, награжденным орденами Трудовой Славы трех степеней, орденом Ленина, орденами СССР, РСФСР, Российской Федерации за заслуги перед Отечеством, трудовые и боевые заслуги; матерям, удостоенным звания «Мать-Героиня», матерям, награжденным орденом «Материнская слава», медалью «Медаль материнства»; матерям, удостоенным государственной наградой Республики Алтай «Быйанду Эне» («Почитаемая Мать»); лицам, удостоенным звания «Почетный донор России»; мужчинам, имеющим трудовой стаж не менее 50 лет; женщинам, имеющим трудовой стаж не менее 45 лет; лицам, получавшим до 1 января 1992 года персональные пенсии союзного, республиканского, местного значения.
Кроме того, в целях защиты граждан пенсионного возраста Правительством Республики Алтай принято постановление от 14.03.2011 № 44 «О республиканской целевой программе «Старшее поколение в Республике Алтай на 2011-2015 годы», которым утверждена Республиканская целевая программа «Старшее поколение в Республике Алтай на 2011-2015 годы» (далее по тексту именуется Программа). Основная цель Программы заключается в формировании организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищённости, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

Мероприятия программы направлены на строительство стационарных учреждений, модернизацию материально-технической базы здравоохранения и социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, совершенствование системы социальных услуг по уходу за пожилыми людьми и института приёмной семьи, мер по укреплению здоровья пожилых людей, организацию мероприятий по компьютерной грамотности граждан пожилого возраста, проведение социально значимых мероприятий, в том числе посвященных «Дню Победы», подготовке теле - и радиосюжетов, публикаций, посвященных гражданам пожилого возраста, деятельности государственных социальных учреждений Республики Алтай.

Таким образом, Программа призвана решить многие социальные проблемы жизни пожилого человека в Республике Алтай.
Законом Республики Алтай от 01.12.2004 № 59-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» урегулированы вопросы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и ветеранов труда.

Также, права ветеранов регулируются положениями постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2004 № 193 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» и Законом Республики Алтай от 01.12.2004 № 61-РЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий».
В Республике Алтай, благодаря принятым постановлениям Правительства Республики Алтай от 18.08.2006 № 205 «Об утверждении Порядка обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Алтай по проезду на пассажирском транспорте общего пользования городского, пригородного сообщений для отдельных категорий граждан, предоставление мер социальной поддержки которых относится к полномочиям Российской Федерации и Республики Алтай» и от 10.06.2008 № 128 «Об утверждении Положения о порядке использования микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта жителя Республики Алтай», решены вопросы обеспечения ветеранов услугами общественного транспорта.

Права на бесплатную юридическую помощь для ветеранов Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью и граждан Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией, установлены Законом Республики Алтай от 01.12.2004 № 58-РЗ «О перечне документов и порядке их предоставления для получения гражданами Российской Федерации на территории Республики Алтай юридической помощи бесплатно».

Жилищные права ветеранов определены положениями постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2008 № 35 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов».

Министерством труда и социального развития Республики Алтай издан приказ Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 19 март 2012 № П/51 «О порядке оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности за счёт субсидий из бюджета пенсионного фонда Российской Федерации в 2012 году» в целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 373-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 465 «О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности». Данным приказом утвержден порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности за счет субсидий из бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2012 году.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее по тексту именуется Управление) по всем нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, проведены правовые и антикоррупционные экспертизы, на предмет соответствия их положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

По результатам экспертиз, проведенных Управлением, установлено, что нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие пенсионное обеспечение граждан, являются необходимыми и достаточными и не содержат положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.

Участие специалистов Управления в нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Алтай в обозначенной сфере правоотношений заключается в проведении правовых экспертиз проектов нормативных правовых актов.

В плане законопроектной, контрольной и организационной деятельности Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, его Президиума и Аппарата на I полугодие 2012 года, утверждённом постановлением Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай от 23.12.2011 № 17-14 было предусмотрено рассмотреть закон Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай».
Управлением была проведена правовая экспертиза указанного законопроекта. Предложений и замечаний в части не соответствия указанного проекта действующему законодательству Российской Федерации у Управления не возникло. Данный законопроект был принят 10 июля 2012 года № 43-РЗ.

Закон Республики Алтай от 10.07.2012 N 43-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай" вносит изменения в Закон Республики Алтай от 1 ноября 2001 года N 25-28 "О доплате к пенсии в Республике Алтай", Закон Республики Алтай от 27 ноября 2002 года N 7-16 "О государственной службе Республики Алтай" и другие.

Закон принят с целью приведения законодательства Республики Алтай в соответствие с федеральным законодательством в части пенсионного обеспечения и поощрения лиц, замещающих (замещавших) государственные и муниципальные должности в государственных органах и органах местного самоуправления Республики Алтай.

Также, анализ действующих НПА показывает, что пунктом 2 статьи 22 Закона Республики Алтай от 07.06.2012 № 37-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Алтай» (далее по тексту именуется Закон № 37-РЗ) признан утратившим силу Закон Республики Алтай от 27 ноября 2002 года № 7-16 «О государственной службе Республики Алтай» (далее по тексту именуется Закон № 7-16), за исключением статей 22, 23, частей 1, 3 статьи 23.1, статей 24, 26.

Таким образом, на сегодняшний день в Республике Алтай действуют два закона, наименования которых совпадают: «О государственной службе Республики Алтай» и «О государственной гражданской службе Республики Алтай».

Учитывая то, что после принятия Закона № 37-РЗ, Законом № 7-16 регулируются исключительно вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Республики Алтай, его название «О государственной службе Республики Алтай» не в полной мере отражает его содержание, на что неоднократно обращалось внимание в экспертных заключениях Управлеия от 11.06.2008 № 665/13, от 18.05.2009 № 944/02.
В настоящее время в Республике Алтай федеральному законодательству соответствуют все нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в указанной сфере.

Анализ принятых органами государственной власти Республики Алтай нормативных правовых актов показывает, что органами государственной власти Республики Алтай в достаточной мере реализованы полномочия по регулированию правоотношений в сфере пенсионного обеспечения, предоставленные Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством.

19 октября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).