Вы здесь

Вопросы и ответы

Ответы на наиболее актуальные вопросы, возникающие у представителей некоммерческих организаций, связанные с государственной регистрацией некоммерческих организаций

 

 

Вопрос: Какая некоммерческая организация признается – исполнителем общественно-полезных услуг?

Ответ:

 

В соответствии с п. 2.2. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях (начало действия с 01.01.2017, далее Федеральный закон) под некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

 

 

Вопрос: Какие условия нужны для признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг?

 

 

 

Ответ: В соответствии с п. 1 т. 31.4 Федерального закона в случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в п. 2.2 ст. 2 Федерального закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

 

В соответствии с Федеральным законом должны они содержать четыре условия:

 

1. Некоммерческая организация должна быть социально ориентированной, и соответствовать двум требованиям:

 

-  должна быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях»;

 

- осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО;

 

2. СО НКО должна на протяжении одного года и более оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества (перечень таких услуг и критерии качества определены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2016    № 1096);

 

3. СО НКО не должна являться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

 

4. СО НКО не должна иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

 

Вопрос: Кто ведет реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг?

 

 Ответ: В соответствии с п. 2. ст. 31.4 Федерального закона порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно-полезных услуг (http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx)  ведется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее – уполномоченный орган) в соответствии с  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг» (вместе с «Правилами принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг», «Правилами ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»).

 

Министерство юстиции Российской Федерации принимает решения о признании исполнителями общественно полезных услуг общероссийских общественных организаций и движений, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

 

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации принимают решения о признании исполнителями общественно полезных услуг межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений, региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

 

Вышеуказанным нормативным правовым актом установлен порядок ведения реестра таких организаций и процедура принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг (в том числе в упрощенном порядке), определены перечень и формы необходимых для этого документов.

 

Для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - реестр) организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:

 

а) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению, указанному в Постановлении;

 

б) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее - заключение) по форме согласно приложению, указанному в Постановлении.

 

Для дополнительного внесения в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, такая организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:

 

а) заявление о дополнительном внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, по форме согласно приложению, указанному в приложении;

 

б) заключение по форме согласно приложению, указанному в приложении.

 

Документы, необходимые для внесения в реестр, могут быть направлены почтовым отправлением с описью вложения, представлены непосредственно, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

 

В соответствии с п. 4 ст. 31.4 Федерального закона СО НКО вносятся в реестр сроком на два года.

 

 

Вопрос: Какие снования для отказа в признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения такой организации в реестр?

 

Ответ: Основанием для отказа являются:

 

 

а) непредставление (несвоевременное представление) предусмотренных документов;

 

б) включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

 

в) представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.

 

Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг принимается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в Постановлении.

 

Уведомление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) направляется организации в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

 

Основаниями для исключения организации из реестра являются:

 

а) истечение 2 лет со дня признания организации исполнителем общественно полезных услуг;

 

б) поступление в уполномоченный орган документов, подтверждающих прекращение деятельности организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из Единого государственного реестра юридических лиц;

 

в) включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

 

г) поступление в уполномоченный орган от федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего оценку качества оказания общественно полезных услуг, информации о несоответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям;

 

д) поступление в уполномоченный орган от налоговых органов документов, подтверждающих возникновение у организации непогашенной задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации платежам.

 

Решение об исключении организации из реестра принимается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов, подтверждающих наличие предусмотренных вышеуказанных  оснований.

 

В случае исключения организации из реестра по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" - "д" вышеуказанных оснований, уведомление об исключении организации из реестра направляется ей в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

 

 

Вопрос: С какой периодичностью проводятся  плановые проверки деятельности  некоммерческих организаций?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пунктом 21 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, плановые проверки  некоммерческих организаций проводятся на основании ежегодных планов не чаще одного раза в три года.

Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

 

 

Вопрос: Может ли быть продлен  срок для  устранения нарушений, указанных в предупреждении, полученном некоммерческой организацией?

Ответ: В соответствии с пунктами 83, 84  Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждении принятых к устранению конкретных мер. О продлении сроков для устранения нарушений некоммерческая организация информируется в письменной форме.

 

Вопрос:  Нужно ли регистрировать символику, используемую некоммерческой организацией?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» со 2 августа 2014 г. регистрация символики некоммерческих организаций прекращена.

 

При этом описание символики должно содержаться в учредительных документах некоммерческой организации.

Вопрос: в какие сроки некоммерческая организация обязана опубликовать отчет?

 

Ответ: Некоммерческие организации публикуют отчетность ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода. Кроме того, нужно заметить, что датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним.

 

Вопрос: Некоммерческие организации каких организационно правовых форм предоставляют отчетность в указанные сроки?

 

Ответ: Некоммерческие организации предоставляют отчетность следующих организационно правовых форм: общественные объединения, региональные отделения политических партий, некоммерческие фонды, некоммерческие партнерства, ассоциации (союзы), общины коренных малочисленных народов, автономные некоммерческие организации и иные некоммерческие организации.

 

Вопрос: в каком объеме должен быть опубликован отчет?

 

Ответ: Объем публикуемого отчета должен совпадать с объемом представляемого в Управление. Вместе с тем, размещению в сети Интернет не подлежат сведения о дате рождения, данных документа, удостоверяющего личность, адресе (месте жительства) членов руководящего органа некоммерческой организации. Кроме того, размещению в сети Интернет не подлежат отчеты и сообщения, содержащие сведения и изображения, распространение которых ограничивается или запрещается законодательством Российской Федерации.

 

Вопрос: как разметить отчет в сети Интернет некоммерческой организации, не имеющей своего Интернет сайта и возможности опубликования в СМИ?

 

Ответ: Со 2 ноября 2010 года начал функционировать Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации для некоммерческих организаций «Портал НКО». Информационный ресурс обеспечивает некоммерческим организациям возможность публикации отчетности. Портал НКО предусматривает процедуру регистрации, пройдя которую, представитель некоммерческой организации посредством «личного кабинета» имеет возможность опубликовать отчет. Кроме того, представитель некоммерческой организации, разместивший отчет на Портале, исполняет тем самым сразу две обязанности и в части представления отчета в Управление (отчеты, размещенные на Портале можно не представлять в Управление на бумажных носителях), и в части его публикации.

 

Вопрос: предусмотрена ли какая-либо плата за пользование Порталом НКО?

 

Ответ: Портал НКО – бесплатный информационный ресурс.

 

Вопрос: Как воспользоваться Порталом НКО?

 

 

Ответ: Портал размещен по адресам: http://unro.minjust.ru/, http://to02.minjust.ru (вкладка «Портал о деятельности некоммерческих организаций). Использование информационного портала доступно для пользователей, не обладающих специальными познаниями в сфере информационных технологий. Для удобства в использовании портала и прохождения процедуры регистрации на сайте портала размещены рекомендации по пользованию Порталом (вкладка Регистрация).

Вопрос: Должна ли в наименовании некоммерческой организации быть раскрыта специфика ее деятельности? Пример: не просто Автономная некоммерческая организация «Солнышко», а Автономная некоммерческая организация помощи семье и детям «Солнышко»?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации,  наименование некоммерческой организации должно отражать характер ее деятельности, то есть отражать предмет и цели, определенные учредительными документами - Автономная некоммерческая организация помощи семьи и детям «Солнышко».

Вопрос: В каком порядке осуществляется государственная регистрация изменений вносимых  в учредительные документы некоммерческой организации? 

Ответ: При внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций устав представляется в новой редакции, а не в виде изменений. В статье 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации. А в статье 13.1 вышеуказанного закона указано, что для государственной регистрации некоммерческой организации представляются учредительные документы в трех экземплярах. 

Вопрос: Если в учредительных документах некоммерческой организации указывается возможность оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, обязана ли организация иметь в своем наименовании слово «благотворительная»? 

Ответ: Нет, некоммерческие организации, не являющиеся благотворительными, не ограничены действующим законодательством в возможности осуществления благотворительной деятельности, в том числе путем оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, в соответствии с целями и задачами своей деятельности, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». 

Вопрос: Как правильно оформлять и сколько экземпляров Устава НКО необходимо предоставлять для регистрации? 

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации представляются ее учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Согласно пункту 41 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста Российской Федерации от 30.11.2011 № 455, учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

 

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Какие налоговые льготы могут получать НКО?

Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения:

-        право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной системы налогообложения – налогом, взимаемым при применении УСН) целевые поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса РФ;

-        при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере, пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе 21 НК РФ);

-        право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью. 

Какие поступления для НКО не облагаются налогом на прибыль?

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ налогом на прибыль не облагаются:

         -        пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

-        взносы учредителей (участников, членов) НКО, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-        безвозмездно полученные работы (услуги), выполненные (оказанные) (при наличии договора);

-        средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

-        средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;

-        имущество, имущественные права, переходящие по завещанию в порядке наследования. 

Что такое пожертвование?

В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. 

Кому могут делаться пожертвования?

Пожертвования могут делаться всем НКО, на деятельность которых распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». 

На какие цели может передаваться и фактически использоваться пожертвование?

В ст. 582 ГК РФ говорится, что основное условие передачи и использования пожертвования – «на общеполезные цели». При этом перечень таких целей законодательство РФ не раскрывает. Прояснить, что это такое, помогает анализ Конституции РФ и ряда законодательных актов. Он позволяет сделать вывод о том, что к общеполезным можно отнести цели благотворительной деятельности, указанные в ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также цели создания некоммерческих организаций, перечисленные в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».На практике возникают вопросы о том, можно ли расходовать пожертвования на содержание организации, включая заработную плату административно-управленческого персонала НКО, уплату различных налогов (на имущество, транспортного налога, земельного налога и др.), содержание помещений и оборудования, приобретение канцтоваров и др. С точки зрения экспертов Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО, при решении этих вопросов опять же первичны цели деятельности организации. Если вся деятельность НКО является общеполезной, то и расходы на содержание организации допустимо финансировать из средств пожертвований. В то же время невозможно получить такого рода поступления, как «пожертвование на уплату налогов», «пожертвование на содержание организации» и т.п. Сама по себе уплата налогов не может быть общеполезной целью, так же как и содержание организации.

Обязательно ли подписывать договор пожертвования в письменной форме?

В соответствии со ст. 574 ГК РФ договоры дарения (к которым относится и договор пожертвования) необходимо заключать в письменной форме, если сумма договора превышает 3 тыс. рублей, а жертвователем является юридическое лицо.

Обязательно ли указывать назначение пожертвования?

Согласно п. 3 ст. 582 ГК РФ жертвователь может (но не обязан) определить назначение использования этого имущества, когда речь идет о передаче пожертвования некоммерческой организации.

Кто может передавать пожертвования?

Никаких ограничений по стороне, имеющей право передавать пожертвование, действующее законодательство не содержит. Иными словами, передать пожертвование может коммерческая и некоммерческая организация, иностранное юридическое или физическое лицо и т.д.

Какие льготы по НДС могут получать НКО?

Ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождает от налогообложения следующие виды деятельности, которыми могут заниматься НКО:

-        реализация услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;

-        реализация услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

-        реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

-        реализация услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-        реализация услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

-        реализация услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан их семей;

-        реализация услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

-        реализация услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

-        реализация услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

-        реализация услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости;

-        реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

-        реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;

-        реализация работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

-        реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

-        организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;

-        учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

-        передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров;

-        реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;

-        оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;

-        реализация услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;

-        безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Какие льготы по налогу на имущество могут получать НКО?

В соответствии со ст. 381 НК РФ от налога освобождаются следующие организации из числа НКО:

-        общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

-        организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

-        учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Остальные федеральные льготы по этому налогу к НКО отношения не имеют.

Вопрос: Каков размер государственной пошлины за государственную регистрацию НКО?

Ответ: Размер государственной пошлины за государственную  регистрацию НКО составляет 4 000 рублей.

Вопрос: Почему АНО - наиболее популярная форма некоммерческой организации?

Ответ: Согласно Гражданскому  кодексу Российской Федерации автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Поскольку многие НКО создаются именно для оказания общественно-полезных, социально значимых услуг, данная форма некоммерческой организации лучше всего подходит для решения этой задачи.

Вопрос: Может ли НКО иметь только одного учредителя?

Ответ: Может, но не любой организационно-правовой формы. Единственный учредитель может быть у АНО (автономной некоммерческой организации) и у частного учреждения. У ассоциации (союза) и у общественной организации должно быть несколько учредителей. Сведения о количестве учредителей других, менее популярных форм НКО, Вы можете узнать из закона "О некоммерческих организациях" и из части 1 Гражданского кодекса РФ.

Вопрос: Возможно ли преобразование религиозной организации?

Ответ: В силу статьи 13.1 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. 

Вопрос: Имеет ли филиал некоммерческой организации права юридического лица?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, филиал некоммерческой организации не имеет прав юридического лица.

Вопрос: Возможна ли самоликвидация фонда?

Ответ: Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

Вопрос: Существуют ли особенности при создании и деятельности некоммерческой организации в форме ассоциации (союза)?

Ответ:  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГКРФ) ассоциацией признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих интересов.

Пунктом 1 статьи 123 ГКРФ предусмотрены специальные требования к числу учредителей ассоциации, а именно число учредителей ассоциации не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциации отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций или иной порядок создания ассоциации.

В соответствии со статьей 123 ГКРФ ассоциация относится к числу некоммерческих корпоративных организаций, которые создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде.

Таким образом, учредителями ассоциации могут выступать не менее двух российских и (или) иностранных физических и (или) юридических лиц, объединенных общим предметом (сферой) деятельности или интересам.

2. Согласно пунктам 4 статьи 52 и пункта 2 статьи 123 ГКРФ устав ассоциации должен предусматривать цель (цели) и предмет деятельности, то есть совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять ассоциация для достижения цели. В соответствии со статьей 49 ГКРФ и статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных ее учредительными документами, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности.

   Помимо прочего в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГКРФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Следовательно, ассоциация дополнительно наряду с уставной деятельностью может осуществлять приносящую доход деятельность (предпринимательскую деятельность и (или) иную приносящую доход деятельность) при условии, что уставом будет предусмотрен исчерпывающий перечень видов такой деятельности, а сами виды такой деятельности будут соответствовать его целям.

Пунктом 1 статьи 54 ГКРФ и статьями 4 и 14 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что наименование ассоциации должно содержать указание на характер деятельности ассоциации, то есть отражать цели и виды деятельности, предусмотренные ее учредительными документами.

Таким образом, в учредительных документах ассоциации должны быть исчерпывающие определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом), а также наименование отражающее характер деятельности организации, предусмотренный ее целями и видами деятельности.

3.     В соответствии с пунктом 3 статьи 123 ГКРФ члены ассоциации не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Следовательно, установление какой-либо ответственности членов ассоциации по ее обязательствам является правом ассоциации, если иное не установлено специальным законом.

4. Согласно статье 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений, образуя тем самым новые общественные объединения.

Таким образом, членами таких ассоциаций могут быть только общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц. В случае если наряду с общественными объединениями членами ассоциации являются физические лица, данная организация является ассоциаций, в отношении которой подлежат применению положения Закона о некоммерческих организациях.

Вопрос: Должна ли в наименовании некоммерческой организации быть раскрыта специфика ее деятельности? Пример: не просто Автономная некоммерческая организация «Лучик света», а Автономная некоммерческая организация помощи семье и детям «Лучик света»?

Ответ: Наименование некоммерческой организации должно отражать характер ее деятельности, то есть отражать предмет и цели, определенные учредительными документами, в этой связи соответствующим пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации является второй вариант.

Вопрос: Сколько экземпляров Устава НКО необходимо предоставлять для регистрации?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации предоставляются ее учредительные документы в трех экземплярах.

Вопрос: Возможно ли в качестве местонахождения организации в ее уставе указывать только населенный пункт без точного адреса?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах должно быть указано место нахождения некоммерческой организации, которое на основании пункта 2 данной статьи определяется местом ее государственной регистрации. Требование об указании в учредительных документах некоммерческой организации почтового адреса, по которому будет осуществляться связь с такой организацией, законодательством не установлено. Таким образом, указание в учредительных документах некоммерческой организации на город (или иной населенный пункт), в котором располагается некоммерческая организация, является достаточным. Сведения о точном адресе некоммерческой организации указывается в заявлении о регистрации некоммерческой организации и содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Вопрос: С какого момента начинает течь трехдневный срок для уведомления территориального Управления Минюста о смене местонахождения некоммерческой организации?

Ответ: На основании пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течений трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Аналогичная обязанность предусмотрена также частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу таких сведений отнесены сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего уполномоченного органа некоммерческой организации (в случае отсутствия постоянно действующего уполномоченного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности), по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Вопрос: Существуют ли особенности при создании и деятельности учреждений?

Ответ: 1. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано по решению только одного лица.

Согласно статье 15  Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) учредителем учреждения, с учетом пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса, может выступать полностью дееспособный гражданин Российской Федерации, юридическое лицо, иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно находящееся на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона о некоммерческих организациях учредителями некоммерческих организаций являются лица, принявшие решение о ее создании. Сведения об учредителях вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц единожды в соответствии с решением о создании, представленным в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации и в последующем изменению не подлежат.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником и имеющей на праве оперативного управления имущество, переданное собственником этого учреждения  статья 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, учитывая особенности данной организационно-правовой формы юридического лица, учредители после принятия решения о создании учреждения приобретают статус его собственников, которые осуществляют (могут осуществлять) соответствующие функции по управлению учреждением.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и со статьей 14 Закона о некоммерческих организациях устав учреждения должен предусматривать цель (цели) и предмет деятельности (совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять учреждение для достижения уставной цели). В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных ее учредительными документами, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности.

Помимо прочего в соответствии с пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Таким образом, учреждение, являясь некоммерческой организацией, дополнительно наряду с уставной деятельностью непосредственно вправе осуществлять наряду с уставной деятельностью непосредственно вправе осуществлять приносящую доход деятельность (предпринимательскую деятельность и (или) иную приносящую доход деятельность) при условии, что уставом будет предусмотрен исчерпывающий перечень видов такой деятельности и виды такой деятельности будут соответствовать его целям.

Пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 4 и 14 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности организации.

Под характером деятельности понимается отражение в наименовании некоммерческой организации «краткого содержания» целей и видов деятельности организации, предусмотренных уставом.

Таким образом, в учредительных документах учреждения должны быть исчерпывающе определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом), а также наименование отражающее характер деятельности учреждения предусмотренный его целями и видами деятельности.

3. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » (далее – Закон об образовании) наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму, например учреждение, к которым в соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса относятся частные учреждения и тип образовательной организации.

Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Закона об образовании, реализуются образовательными организациями при необходимости в дополнение к основным программам также с учетом своего типа.

По желанию учреждения в его наименовании могут быть указаны особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернет, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие).

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации частное учреждение может быть преобразовано только в автономную некоммерческую организацию или фонд.         

 

 

 

 

 

 

 

 

02 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).