Вы здесь

Информация по результатам обзора нормативных правовых актов Республики Алтай в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства

Президентом Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 было отмечено следующее: «свобода предпринимательства важнейший экономический и общественно значимый вопрос. Именно вот этим  – свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства – мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать».

Юридический институт малого и среднего предпринимательства базируется на положениях Конституции  Российской Федерации, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34).

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 29.07.2017 № 280-ФЗ) и пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 26.07.2017 № 207-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Положениями статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ обозначены правовые меры, с помощью которых государство может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Таким образом, Федеральный закон № 209-ФЗ предусматривает ряд полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации вышеуказанных положений Федерального закона № 209-ФЗ на республиканском уровне по данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения обзора, действует 62 нормативных правовых акта, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства. В данной статье приведены только некоторые из них.

Так, на законодательном уровне вопросы данной сферы правоотношений урегулированы в Законе Республики Алтай от 21.10.2016 № 64-РЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» (далее – Закон № 64-РЗ), целью которого является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, увеличение количества и обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 64-РЗразвитие малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе, посредством реализации государственных программ (подпрограмм) Республики Алтай. Государственные программы (подпрограммы) Республики Алтай содержат мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 245 утверждена государственная программа Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства».

Одной из основных задач данной программы установлено обеспечение развития субъектов малого и среднего предпринимательства, достижение которой будет осуществляться в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее - Подпрограмма).

Целью Подпрограммы является обеспечение развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.

Для достижения поставленной цели в рамках подпрограммы необходимо решить следующие задачи:

1) повышение уровня информационной доступности субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) обеспечение реализации финансовых форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение развития социального предпринимательства.

Эффективность и результативность реализации задач Подпрограммы планируется осуществлять по результатам ежегодного мониторинга целевых показателей в сфере развития малого и среднего предпринимательства, состав которых определен на основе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих отношение к сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29.12.2012 № 326-у «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Алтай» с 1 декабря 2012 года на территории Республики Алтай учреждена должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай.

Правовое положение, основные задачи и компетенция Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай установлены Законом Республики Алтай от 20.06.2013 № 37-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Алтай» (далее – Закон № 37-РЗ).

Положениями статьи 1 Закона № 37-РЗ предусмотрено, что должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай учреждается в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Республики Алтай, и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Республики Алтай (часть 1). Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Алтай при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам (часть 3).

Задачи Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай понятны - содействие обеспечению прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

На основании части 1 статьи 6 Закона № 37-РЗ к компетенции Уполномоченного по правам предпринимателей в Республике Алтай отнесено:

1) рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности;

2) выполнение, пределах своей компетенции, поручений Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, предоставление по его запросам информации о нарушениях прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и принятых мерах по их защите;

3) осуществление сбора, изучения и анализа информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на основании материалов, представляемых органами государственной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления, обращений граждан и организаций, обобщение и анализ жалоб и иных обращений предпринимателей;

4) оказание правовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности по вопросам их прав и законных интересов, форм и методов их защиты;

5) информирование общественности Республики Алтай о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, своей деятельности;

6) подготовка ежегодных докладов о своей деятельности, докладов по вопросам соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Республике Алтай.

Согласно части 3 статьи 6 Закона № 37-РЗ в целях защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Алтай вправе обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим реализацию государственной политики в социально-экономической сфере, сфере туризма, предпринимательства, промышленной политики, инвестиций и деятельности социальных инвесторов в Республике Алтай является Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай (далее - Министерство), что закреплено пунктом 1 Положения о Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20.11.2014 № 332.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Положения одной из основных задач Министерства является создание условий для эффективного развития предпринимательской деятельности в Республике Алтай.

Пунктом 10 Положения закреплен ряд полномочий Министерства в сфере развития предпринимательской деятельности, к которым в частности отнесено:

- разработка и осуществление региональной экономической политики, стимулирующей деловую активность по вопросам развития предпринимательства (подпункт «а»);

- осуществление мониторинга развития предпринимательства в Республике Алтай (подпункт «б»);

- анализ и обобщение основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, их динамики (подпункт «в»);

- оказание методической и организационной помощи муниципальным образованиям в Республике Алтай, предприятиям и организациям по вопросам развития малого и среднего бизнеса (подпункт «г»);

- формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай и обеспечение ее деятельности (подпункт «е»);

- содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства (подпункт «з»);

- содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства (подпункт «к»);

- осуществление пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности за счет средств республиканского бюджета (подпункт «л») и др..

 

По результатам обзора можно сделать вывод, что приведенные выше республиканские нормативные правовые акты являются основными регуляторами, позволяющими обеспечивать защиту прав малых и средних предпринимателей, что является, в настоящее время, важной стратегической государственной задачей и повышает правовые гарантии реализации государственной политики в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса.

01 ноября 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).