Вы здесь

Обзор нормотворчества Республики Алтай в части предоставления мер поддержки осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания, в том числе, в части восстановления их правового статуса и по организации их обучения

В Российской Федерации за последние годы активно идёт процесс формирования, реализации и усовершенствования политики, ориентированной на поддержку осужденных несовершеннолетних после отбывания наказания, в том числе, в части восстановления их правового статуса и по организации их обучения.

Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 обратил внимание на то, что везде на всей территории нашей большой страны дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях. Также важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. К этой работе должны подключиться и бизнес, и университеты, исследовательские институты, чтобы у ребят было ясное понимание: все они имеют равные возможности для жизненного старта, что их идеи, знания востребованы в России, и они смогут проявить себя в отечественных компаниях и лабораториях. В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России.

Деятельность органов и учреждений системы профилактики, в том числе, по вопросам оказания помощи несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы  регулируется рядом нормативных правовых актов: Конституцией Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции от 28.11.2015 № 358-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» и иными нормативными правовыми актами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 167-р утвержден план мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Во исполнение пункта 59 вышеназванного плана Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы (далее – Методические рекомендации).

Данные Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи, в том числе, несовершеннолетним освобождающимся из учреждений уголовно-исполнительной системы.

Согласно Методическим рекомендациям межведомственное взаимодействие можно рассматривать как разновидность социального взаимодействия. Сторонами взаимодействия выступают социально ориентированные субъекты (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им организации, учреждения, некоммерческие организации и иные), достигающие своих целей посредством определенных профессионально специализированных мер и действий.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, что закреплено пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 120-ФЗ.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 120-ФЗ, комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение норм федерального законодательства, на республиканском уровне проходит процесс формирования, реализации и усовершенствования политики, ориентированной на поддержку осужденных несовершеннолетних после отбывания наказания, в том числе в части восстановления их правового статуса и по организации их обучения.

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения обзора, в Республике Алтай действует 5 нормативных правовых актов, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в рассматриваемой сфере правоотношений (перечень нормативных правовых актов Республики Алтай приведен в Приложении).

Нормативные правовые акты Республики Алтай в указанной сфере предусматривают:

- организацию и осуществление социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе несовершеннолетних;

- профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе социальная адаптация;

- разработку системы мер социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят Конституция Республики Алтай, Закон Республики Алтай, 3 постановления Правительства Республики Алтай.

Так, статьей 44 Конституции Республики Алтай (Основной закон) от 07.06.1997 № 21-3 провозглашено, что каждый имеет право на образование, выбор форм его получения и вида образовательного учреждения. В республике в соответствии с федеральным законом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования в государственных или в муниципальных образовательных учреждениях.

Также, на республиканском уровне принят Законом Республики Алтай от 11.03.2016 № 13-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в Республике Алтай» (далее – Закон № 13-РЗ).

Вышеназванный закон в пределах компетенции субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством регулирует отдельные вопросы организации и осуществления социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе несовершеннолетних, в Республике Алтай.

В силу статьи 8 Закона № 13-РЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, в том числе обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений.

Во исполнение норм федерального законодательства и республиканского законодательства в сфере поддержки осужденных несовершеннолетних после отбывания наказания, Правительством Республики Алтай принято два постановления.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 11.02.2013 № 18 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей Республики Алтай на 2013-2017 годы» утверждена Региональная стратегия действий в интересах детей Республики Алтай на 2013-2017 годы (далее – Региональная стратегия).

Согласно Региональной стратегии  мерами, направленными на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, в том числе, является разработка системы мер социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 246 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» утверждена государственная программа Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения».

Вышеназванная государственная программа содержит в себе подпрограмму «Модернизация системы социальной поддержки населения» (далее – Подпрограмма).

Задачей данной Подпрограммы также является профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе социальная адаптация.

Для решения поставленных задач в рамках подпрограммы будет реализовано следующее мероприятие: социальная адаптация граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в рамках которого будут реализованы мероприятия по созданию и развитию информационно-методического ресурсного центра «Лаборатория ювенальных технологий», создание и развитие служб «кейс-менеджмент».

Кроме этого, постановлением Правительства Республики Алтай от 27.06.2014 № 185 «Об утверждении Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утверждено Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Алтай (далее – Положение).

В силу пункта 4 Положения одной из основных задач Комиссии является социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Таким образом, в результате проведения обзора нормотворчества Республики Алтай в части предоставления мер поддержки осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания, в том числе в части восстановления их правового статуса и по организации их обучения, можно сделать вывод, что органами государственной власти Республики Алтай полномочия, предоставленные федеральным законодательством, по принятию и внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений в Республике Алтай, реализованы в достаточном объеме.

По всем вышеуказанным нормативным правовым актам Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай проведена правовая и антикоррупционная экспертизы. По результатам экспертиз установлено, что принятие данных нормативных правовых актов не выходит за пределы полномочий Республики Алтай и соответствующей компетенции органов, их принявших.

Норм, противоречащих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов выявлено не было.

 

Перечень нормативных правовых актов Республики Алтай,

в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы

по предоставлению мер поддержки осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания,

в том числе, в части восстановления их правового статуса и по организации их обучения

 

1.                

Конституция Республики Алтай;

2.                

Закон Республики Алтай от 11.03.2016 № 13-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в Республике Алтай»;

3.                

постановление Правительства Республики Алтай от 11.02.2013 № 18 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей Республики Алтай на 2013-2017 годы»;

4.                

постановление Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 246 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения»;

 

5.                

постановление Правительства Республики Алтай от 27.06.2014 № 185 «Об утверждении Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай».

17 августа 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).