Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

В ходе реализации Управлением Минюста России по Республике Алтай полномочий в сфере регистрации некоммерческих организаций, выявлены следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемые некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации.

1. Отсутствие в наименовании некоммерческой организации указания на характер ее деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Вопреки вышеуказанной норме законодательства наименования некоммерческих организаций не содержат указание на характер их деятельности.

2.   Отсутствие в уставе некоммерческой организации описания ее символики.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В нарушение указанного положения законодательства уставы некоммерческих организаций, предусматривая наличие у организации символики, не содержат ее описание.

3. Наличие в уставе  некоммерческой организации открытого перечня видов деятельности. Отсутствие в уставе некоммерческой организации конкретных видов (форм) предпринимательской деятельности.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

При этом, в силу пункта 4 статьи 52 ГК РФ в  уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Из содержания пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) следует, что в уставе религиозной организации указываются, в числе прочих сведений, цели, задачи и основные формы деятельности религиозной организации.

Согласно статье 15 Закона о свободе совести религиозные организации обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

В нарушение указанных норм законодательства уставы некоммерческих, в том числе  религиозных организаций, содержат открытый перечень видов деятельности. Кроме того уставы некоммерческих, в том числе религиозных организаций, предусматривая возможность осуществления организацией предпринимательской деятельности, не содержит конкретные виды (формы) такой деятельности.

4. Не соответствие содержания протоколов заседаний органов управления некоммерческими организациями требованиям законодательства.

Согласно пунктам 3-5 статьи 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;

2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, подписавших протокол.

При этом оформление протоколов собраний учредителей, а также заседаний органов управления некоммерческими организациями, представляемых для государственной регистрации, зачастую не отвечает нормам ГК РФ.

Так, в нарушение пункта 3 статьи 181.2 ГК РФ протоколы не подписываются секретарем заседания. В нарушение пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколах не указываются: время и место проведения заседания, сведения о лицах, принявших участие в заседании, результаты голосования по вопросам повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

5. Отсутствие в уставе религиозной организации указания на орган, уполномоченный на письменное согласование сделок по распоряжению имуществом религиозной организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о свободе совести сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации).

В нарушение указанного положения законодательства уставами религиозных организаций не предусматривается орган, уполномоченный на письменное согласование сделок по распоряжению имуществом религиозной организации.

6. Наличие в уставе религиозной организации положений о возможности ее реорганизации в форме преобразования.

В соответствии со статьей 13.1 Закона о свободе совести реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Вопреки указанному положению законодательства уставы религиозных организаций предусматривают их реорганизацию в форме преобразования.

 

 

Необходимо отметить, что качество документов, представляемых некоммерческими организациями для государственной регистрации, неуклонно растет, в связи с тем, что специалистами Управлением представителям некоммерческих организаций оказывается консультативно-методическая помощь в процессе подготовки документов для государственной регистрации, что позволяет существенно снизить количество отказов в государственной регистрации.

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).