Вы здесь

Обзор законодательства Республики Алтай по вопросам экологии

В Российской Федерации за последние годы активно идёт процесс формирования, реализации и усовершенствования политики, ориентированной на экологическое развитие Российской Федерации, сохранение биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности страны.

2017 год Посланием Президента Российской Федерации от 01.12.2016 объявлен годом экологии.

Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии.

Основополагающие правовые нормы, регулирующие общественные правоотношения по вопросам экологии закреплены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту именуется Федеральный закон № 7-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 2 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Также, вопросы экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности на федеральному уровне определяются: Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту именуется Федеральный закон № 184-ФЗ),  Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральным законом от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 № 1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 № 545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре», постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»  и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, относится участие в проведении единой государственной политики в области экологии.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в том числе, относится решение вопросов:

- организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами

- осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.

Во исполнение норм федерального законодательства, установленных  вышеназванными нормативными правовыми актами, на республиканском уровне проходит процесс формирования и усовершенствования правовой базы в сфере экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения мониторинга, в Республике Алтай действует 15 нормативных правовых актов, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в рассматриваемой сфере правоотношений.

Нормативные правовые акты Республики Алтай в указанной сфере предусматривают:

- разработку и утверждение нормативов образования отходов и лимитов их размещения, порядок предоставления и контроль об их отчетности;

- перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере экологии;

-  организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

- организацию и осуществление государственного экологического надзора;

- утверждение государственной программы в сфере экологии и меры по ее реализации;

- организацию экологического образования и формирование экологической культуры;

- регулирование отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят Конституция Республики Алтай, 2 Закона Республики Алтай, Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, 5 постановлений Правительства Республики Алтай, 6 приказов иных органов исполнительной власти Республики Алтай.

Так, статьями 16 и 47 Конституции Республики Алтай (Основной закон) от 07.06.1997 № 21-3 провозглашено, что Республика Алтай обеспечивает экологическую безопасность, рациональное природопользование, защиту уникальной территории республики и ее природно-заповедного фонда, а также что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Законом Республики Алтай от 25.09.2008 № 83-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года» утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года (далее по тексту именуется Стратегия).

Согласно подпункту 2.6.2 Стратегии при реализации целевого сценария развития Республики Алтай немаловажным приоритетом является обеспечение баланса стратегического развития - использование ресурсного потенциала и максимальная экологическая безопасность, гармонизация развития с охраной природного и культурного разнообразия.

Основными направлениями повышения экологической устойчивости территории являются:

сохранение и восстановление природных экосистем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций;

развитие инфраструктуры по захоронению и переработке отходов: строительство отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов) и реализация проектов по переработке и обезвреживанию отходов потребления;

осуществление эффективного государственного экологического мониторинга состояния окружающей среды на территории Республики Алтай;

внедрение системы экологического менеджмента по международным стандартам на предприятиях, организациях всех форм собственности, органах власти всех уровней;

развитие системы особо охраняемых природных территорий, реализация мероприятий, направленных на охрану редчайших видов фауны и флоры;

формирование механизма устойчивого использования биологических и природных ресурсов территории республики с учетом «горной» специфики;

формирование высокой экологической культуры населения на основе комплексной и непрерывной системы экологического образования, воспитания и просвещения.

Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай от 24.12.2012 № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай». Данным Законом закреплены полномочия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, а также порядок осуществления государственного надзора в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай.

Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 13.10.2015 № 278-у «Об определении Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай по осуществлению отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных, водных отношений, экологической экспертизы, об утверждении его структуры и признании утратившим силу Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай 17 июля 2015 года № 208-у», Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай по осуществлению отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных, водных отношений, экологической экспертизы.

Во исполнение норм федерального законодательства и республиканского законодательства в сфере экологии, Правительством Республики Алтай принят ряд постановлений.

Так, постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 № 135 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (далее по тексту именуется Положение).

Согласно Положению к полномочиям Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в области экологии, в том числе,  относится:

- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

- проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

- осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

- участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Алтай;

- организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Алтай, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

- организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 247 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды» утверждена государственная программа Республики Алтай «Обеспечениеэкологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды» (далее по тексту именуется Государственная программа).

Согласно Государственной программе к приоритетным направлениям развития Республики Алтай  также отнесено развитие природоохранной инфраструктуры, в том числе общественно-инженерной инфраструктуры, во многом обусловленное «горной» спецификой территории Республики Алтай.

Целью данной Государственной программы является обеспечение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды.

Правительством Республики Алтай в рамках реализации вышеназванной Государственной программы принято постановление от 05.03.2014 № 45 «О мерах по реализации государственной программы Республики Алтай «Обеспечение
экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды». Данным постановлением утвержден Порядок предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов при осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов населению Республики Алтай.

В целях организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Алтай Правительством Республики Алтай принято два постановления:

- от 20.12.2012 № 314 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»;

- от 17.05.2007 № 89 «Об утверждении перечней должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Республики Алтай».

Вышеуказанными постановлениями утверждены Порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Алтай и перечень должностных лиц, осуществляющих данный надзор.

Кроме этого, на республиканском уровне органами исполнительной власти Республики Алтай издан ряд приказов, которыми регулируются общественные правоотношения в сфере экологии.

Так, Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай принято два приказа, утверждающих административные регламенты, регулирующие вопросы организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также вопросы оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода относительно участков недр местного значения:

- от 18.03.2015 № 198 «Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Республики Алтай»;

- от 07.12.2015 № 733 «Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай по предоставлению государственной услуги «Оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода относительно участков недр местного значения».

Во исполнение Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приказами Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай утверждено два порядка:

- Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (от 16.09.2016 № 493);

- Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (от 16.09.2016 № 492).

Министерством лесного хозяйства Республики Алтай принят приказ от 20.07.2011 № 276 «Об утверждении Положения об организации экологического образования и формировании экологической культуры на территории Республики Алтай». Согласно данному положению основными принципами государственной политики в области экологического образования и просвещения являются:

- приоритетность экологических знаний в системе образования;

- гарантированность и всеобщность приобретения необходимого минимума экологического образования;

- открытость и доступность экологической информации;

- системность, комплексность, непрерывность экологического образования и просвещения;

- гласность в вопросах разработки и реализации государственной политики и программ в области экологического образования и просвещения;

- направленность на выработку в процессе обучения четкого понимания гражданами личной ответственности за сохранение и восстановление природной среды, бережное использование ее ресурсов, а также на формирование соответствующих норм поведения;

- направленность на стимулирование конкретной деятельности по развитию системы экологического образования и просвещения;

- согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, учебных заведений, организаций и учреждений, ведающих вопросами образования, культуры и науки, средств массовой информации, некоммерческих организаций и граждан в области экологического образования и просвещения.

Таким образом, в результате проведения мониторинга законодательства Республики Алтай, регулирующего вопросы в сфере экологии, можно сделать вывод, что органами государственной власти Республики Алтай полномочия, предоставленные федеральным законодательством, по принятию и внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений в Республике Алтай, реализованы в полной мере.

По всем вышеуказанным нормативным правовым актам Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее по тексту именуется Управление) проведена правовая и антикоррупционная экспертизы. По результатам экспертиз установлено, что принятие данных нормативных правовых актов не выходит за пределы полномочий Республики Алтай и соответствующей компетенции органов, их принявших.

Норм, противоречащих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов выявлено не было.

Кроме этого на республиканском уровне разработано два законопроекта, направленных на регулирование правоотношений в сфере экологии.

Одним из оснований разработки законопроектов «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Алтай» и «Об экологической экспертизе в Республике Алтай» послужило то, что 2017 год провозглашен годом экологии.

По данным проектам Управлением были проведены правовая и антикоррупционная экспертизы. Замечания и предложения к вышеназванным проектам устранены в рабочем порядке. С учетом поправок, Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай один из проектов принят в первом чтении, другой проект находится на доработке.

 

Учитывая, что Президент Российской Федерации обратил внимание на необходимость решения вопросов, связанных с экологией в Российской Федерации, принятие данных законопроектов имеет важное значение в сфере регулирования вопросов экологии на республиканском уровне.

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).