Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Минюста России по Республике Алтай при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций

При осуществлении Управлением Минюста России по Республике Алтай контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций, выявлены следующие типичные нарушения некоммерческими организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

1. В соответствии с пунктом 3.2  статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32  указанного закона, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 Закона № 7-ФЗ (некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей), обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций установлены Приказом Минюста РФ от 7 октября 2010 г. № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

Отчеты и сообщения размещаются в сети Интернет не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет).

Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет.

Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.

Размещению в сети Интернет не подлежат сведения о дате рождения, данных документа, удостоверяющего личность, адресе (месте жительства) членов руководящего органа некоммерческой организации.

Размещению в сети Интернет не подлежат отчеты и сообщения, содержащие сведения и изображения, распространение которых ограничивается или запрещается законодательством Российской Федерации.

Направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение.

Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства некоммерческими организациями ежегодно не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган либо сообщения о продолжении своей деятельности.

2. В силу абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

В нарушение указанной нормы федерального закона общественными объединениями ежегодно не публикуются отчеты об использовании своего имущества (не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом).

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктом 2 статьи 7 Закона № 7-ФЗ ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

В нарушение указанных норм законодательства фондами не исполняются обязанности по ежегодному опубликованию отчетов об использовании своего имущества.

4. Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи  29 Закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства  некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями, не исполняются требования их учредительных документов, в части несоблюдения периодичности проведения заседаний, неосуществления своих функций органами управления и контроля.

         5. Согласно пунктам 3-5 статьи 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;

2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Оформление протоколов заседаний органов управления некоммерческими организациями зачастую не отвечает нормам ГК РФ.

Так, в нарушение пункта 3 статьи 181.2 ГК РФ протоколы не подписываются секретарем заседания. В нарушение пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколах не указываются: время и место проведения заседания, сведения о лицах, принявших участие в заседании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

6. В силу пункта 4 статьи 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

В нарушение указанной нормы федерального закона отдельные некоммерческие организации используют печати с наименованиями, не соответствующими их полным наименованиям на русском языке.

7. Согласно пункту 6.1 статьи 2  Федерального закона от 04.12.2007            № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон  № 329-ФЗ) региональная спортивная федерация - региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации (далее - региональная общественная организация), или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации, которые получили государственную аккредитацию и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона  № 329-ФЗ установлены права региональных спортивных федераций, а именно:

         1) организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков субъекта Российской Федерации;

2) обладать всеми правами на использование символики и наименований спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики субъекта Российской Федерации;

3) организовывать и проводить региональные и межмуниципальные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта;

4) получать финансовую и иную поддержку в целях развития соответствующих видов спорта из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, в том числе получать поддержку за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4.1) осуществлять подготовку контролеров-распорядителей;

5) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В нарушение норм Закона № 329-ФЗ, региональные общественные организации проводят, в том числе совместно с органами исполнительной власти Республики Алтай, соревнования (чемпионаты, первенства) на уровне субъекта Российской Федерации, разрабатывают и утверждают положения  о таких соревнованиях, реализуя тем самым права региональной спортивной федерации, предусмотренные статьей 16.1 указанного федерального закона, без соответствующей государственной аккредитации.

8. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

В нарушение указанной нормы федерального закона некоммерческие организации используют на печатях символику, совпадающую с символикой федеральных органов государственной власти.

9. Согласно пункту 5 статьи 123.24 ГК РФ автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Таким образом, возможность занятия предпринимательской деятельностью для автономных некоммерческих организаций допускается только посредством создания хозяйственных обществ или участия в них.

В нарушение положений ГК РФ автономными некоммерческими организациями осуществляется предпринимательская деятельность непосредственно, то есть без создания для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ (участия в них).

10. Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008            № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что в случае, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов), проводится обязательный аудит.

Согласно части 2 статьи 5 вышеуказанного федерального закона обязательный аудит проводится ежегодно.

В нарушение вышеуказанных норм федерального закона фондами не проводится обязательный ежегодный аудит.

11. В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В нарушение вышеуказанной нормы федерального закона некоммерческие организации не формируют свою учетную политику.

12. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В нарушение вышеуказанной нормы федерального закона некоммерческие организации не имеют самостоятельного баланса и (или) сметы.

13. В силу пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится, в числе прочего, утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.

Согласно пункту 3 статьи 29 Закона № 7-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится, в числе прочего, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации.

В нарушение перечисленных норм законодательства, высшим органом управления некоммерческой организации не  утверждается ее бухгалтерская (финансовая) отчетность.

14. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

 

В нарушение указанной нормы федерального закона некоммерческие организации не предоставляют обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).