Вы здесь

Информация о практике взаимодействия Управления Минюста России по Республике Алтай с органами местного самоуправления по вопросу внедрения типового устава муниципальных образований на территории Республики Алтай

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Минюста России по Республике Алтай (далее – Управление) в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований является оказание органам местного самоуправления методической помощи по вопросам приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Полномочие территориальных органов Минюста России по оказанию такой помощи установлены пунктом 26 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26.

Особое  место  в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления в 2016 году заняла разработка и обеспечение принятия в муниципальных образованиях типовых (модельных) уставов.

Несколько слов о том, почему  именно в 2016 году Управление решило провести работу по внедрению модельных уставов, в то время как подобная практика уже давно активно применяется во многих субъектах Российской Федерации, в том числе, в субъектах Сибирского федерального округа (Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская области и др.).

Необходимость разработки модельных уставов в Республике Алтай назрела давно и  была вызвана целым рядом причин, в числе которых:

-  недостаточность   регулирования уставами сельских поселений отдельных блоков вопросов, например, порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, порядка составления, утверждения и исполнения местного бюджета, правового статуса депутата и т.д.;

-  наличие в уставах дублирующих положений;

- несоответствие текстов уставов общепринятым правилам юридико-технического оформления текстов правовых актов (опечатки, неверная нумерация структурных частей положений уставов и т.п.).

Вместе с тем, приступить к реализации задачи по внедрению типовых уставов было невозможно без проведения работы по устранению массовых нарушений, связанных с несвоевременным приведением уставов  в соответствие с требованиями федерального законодательства прошлых лет.

В этих условиях Управлению предстояло не только обеспечить оперативное их приведение в соответствие, но и координально изменить отношение руководителей муниципальных образований к своевременности и качеству данной работы.

Поставленная задача была выполнена к концу 2015 года, что позволило с начала 2016 года непосредственно приступить к реализации процедур по внедрению модельного устава.  

Работа над типовым (модельным) уставом велась Управлением согласовано с Правительством Республики Алтай и Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай, которые не только поддержали предложенною Управлением практику внедрения модельного устава, но и оказали большую помощь в вопросах обеспечения оперативного принятия  модельных уставов.

При разработке модельных уставов Управлением были учтены все актуальные изменения  законодательства в сфере местного самоуправления, включая практику Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации. Вместе с тем, отдельные положения модельных уставов требовали индивидуального подхода к выбору варианта их регулирования в каждом конкретном муниципальном образовании.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления Управлением в апреле 2016 году разработаны модельные уставы муниципальных образований со статусом сельского поселения и муниципального района. Модельные уставы были разработаны для  10 муниципальных районов и 90 сельских поселений.

Модельные уставы разработаны с учетом законодательных изменений порядка избрания главы сельского поселения, основанных на правовых позициях, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 № 30-П.

Для достижения лучших результатов во взаимодействии с органами местного самоуправления, сотрудники Управления своевременно информируют органы местного самоуправления об изменениях федерального и республиканского законодательства в сфере местного самоуправления. Обеспечивают ежедневное консультирование представителей органов местного самоуправления, как на личном приеме, так и по телефону. Специалистами Управления проводятся рабочие встречи с должностными лицами муниципальных образований, в ходе которых даются детальные разъяснения о порядке подготовки, принятии, обнародовании решений о внесении изменений в устав муниципального образования. 

Для удобства и более оперативного информирования органов местного самоуправления на официальном интернет-сайте Управления размещены модельный устав муниципального образования и модельные изменения в устав муниципального образования, кроме того размещены рекомендации по юридико-техническому оформлению уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования. Главам муниципальных образований были направлены памятки о порядке подготовки, оформления и представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав.

Кроме этого, в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления в 2016 году Управлением организовано и проведено 7 выездных семинаров для представителей органов местного самоуправления по проблемным вопросам приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством (в Чемальском, Майминском, Чойском, Усть-Коксинском, Усть-Канском, Улаганском, Кош-Агачском  районах).

Такая форма взаимодействия с органами местного самоуправления способствует повышению эффективности их нормотворческой деятельности, предотвращает факты принятия муниципальных правовых актов, в нормах которых содержатся положения, противоречащие действующему законодательству, обеспечивает снижение количества нарушений допускаемых органами местного самоуправления при подаче документов на государственную регистрацию.

Управлением в 2016 году проведено две «горячих линий» по вопросам регистрации уставов муниципальных образований.

В рамках программы взаимодействия со средствами массовой информации сотрудники Управления в 2016 году и январе 2017 года приняли участие в радио-интервью по вопросам принятия и регистрации типовых уставов муниципальных образований.

В то же время, практика показывает, что негативное влияние на своевременное принятие типовых уставов и приведение уставов муниципальных образований в соответствие с законом оказывают следующие факторы: отсутствие системы в работе с документами в муниципальных образованиях, частая сменяемость специалистов в органах местного самоуправления, отсутствие актуальных информационно-правовых баз, юридической литературы, выхода в Интернет.

Тем не менее, следует отметить, что на сегодняшний день наблюдается определенное улучшение качества подготовки муниципальных актов, представляемых для государственной регистрации, что в первую очередь связано с той практической помощью, которая была  оказана муниципальным образованиям силами Управления.

Принятые меры позволили стимулировать правотворческую активность органов местного самоуправления, повысить качество уставов муниципальных образований, повысить уровень законности и ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за своевременность приведения уставов в соответствие требованиям действующего законодательства.

Благодаря единообразию структуры и норм типовых уставов стало возможным сократить сроки разработки модельных проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы для каждого отдельно взятого муниципального образования, исключить коррупциогенные факторы и несоответствия в положениях уставов, обеспечить оперативность принятия указанных актов.

По состоянию на 27.02.2017 модельные уставы приняты в 81 муниципальном образовании Республики Алтай (2 муниципальных района и 79 сельских поселений), что составляет 81% от общего числа муниципальных образований, которым направлялись данные проекты.

Осуществляя взаимодействие с органами местного самоуправления, всего за 2016 год начало 2017 года Управлением самостоятельно разработано и направлено в муниципальные образования 190 проектов уставов и индивидуальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В завершении хотелось бы отметить, что Управление продолжает работать над актуализацией модельных уставов с учетом динамики федерального законодательства. В этом вопросе мы активно сотрудничаем с Правительством Республики Алтай, например предложенный правительством проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального района, регулирующий ряд переходных положений, связанных с истечением срока полномочий действующего главы муниципального района и назначением главы администрации по контракту, были детально изучены Управлением и рекомендованы муниципальным районам в модельном уставе.

Мы готовы рассматривать и другие предложения, при этом принципиально учитывая, что устав муниципального образования - это документ, который должен быть доступен (понятен) для любого жителя муниципального образования независимо от его социального положения и уровня профессиональной подготовленности

28 февраля 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).