Вы здесь

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти Республики Алтай в сфере разработки и издания административных регламентов

По вопросу деятельности органов государственной власти Республики Алтай в сфере издания административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее по тексту именуется Управление) проведен анализ внедрения административных регламентов в государственно-управленческую практику Республики Алтай, наличие правовых пробелов в организации оказания государственных услуг (исполнения государственных функций), по результатам которого, установлено следующее.

Услуги, составляющие предмет правового регулирования Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту именуется Федеральный закон № 210-ФЗ), предоставляют собой деятельность по реализации функций уполномоченного органа, которая осуществляется по запросам заявителей и иных уполномоченных субъектов.

Государственные услуги, реализуются от имени государства. Перечень государственных услуг, является открытым и не содержит каких либо ограничений. Однако по смыслу статьи 2 Федерального закона  № 210-ФЗ, такие ограничения могут вытекать из самого определениям государственной услуги, которое предусматривает возможность осуществления указанной деятельности лишь в пределах компетенции соответствующего органа власти.

Иными словами, нельзя считать государственной услугой вид деятельности органа власти, если он не составляет предметную компетенцию органа.

Кроме того Федеральный закон  № 210-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень органов, предоставления государственной услуги, к ним относятся:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственных внебюджетных фондов;

- исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления.

Иные субъекты не вправе оказывать государственные услуги, то есть осуществлять отдельные государственные функции.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2011 № 413 «О порядке формирования и ведения реестра государственных услуг Республики Алтай»  утвержден порядок формирования и ведения реестра государственных услуг Республики Алтай.

Формирование и ведение указанного реестра осуществляется Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на основании  информации предоставляемой исполнительными органами государственной власти Республики Алтай.

В настоящее время в реестр включено 224 государственные услуги, предоставляемые исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и подведомственными им организациями, и 50 контрольно-надзорных функций. Кроме того в указанный реестр включено 12  услуг необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг предполагает участие в данном процессе ряда заинтересованных субъектов. Непосредственное участие в отношениях по поводу предоставления государственных и муниципальных услуг, а также необходимых и обязательных услуг принимают специализированные организации, подведомственные соответствующему государственному органу.

Роль таких организаций сводится к осуществлению отдельных юридически значимых действий, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

Указанные услуги подлежат включению в реестр государственных услуг, однако их нельзя считать государственными услугами.

Вместе с тем, на практике, органы исполнительной власти Республики Алтай, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных (автономных) учреждений Республики Алтай, утверждая административные регламенты по исполнению государственных услуг, определяют указанные услуги исходя из услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении государственными учреждениями Республики Алтай в качестве основных видов деятельности, что является неправомерным. Либо руководствуются перечнем услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Алтай государственных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 25.06.2012 № 166 (далее по тексту именуется Перечень, утвержденный Постановлением № 166).

Например, в 2012 году, а также в истекшем периоде 2013 года Управлением выявлены случаи избыточного применения права по изданию следующих административных регламентов (их проектов):

- административного регламента предоставления автономным образовательным учреждением Республики Алтай «Школа высшего спортивного мастерства - Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Алтай» государственной услуги «Обеспечение подготовки спортивных сборных команд к участию на всероссийских, межрегиональных и международных спортивных мероприятиях», утвержденного приказом Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай от 05.02.2013 № 13-03;

- административного регламента предоставления бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Республики Алтай «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» государственной услуги по реализации программ дополнительного образования в учреждениях регионального значения для детей и подростков с ограниченными возможностями», утвержденного приказом Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай от 01.02.2013 № 8/1-03;

- административного регламента предоставления автономным образовательным учреждением Республики Алтай «Школа высшего спортивного мастерства - Центр спортивной подготовки сборных команд  Республики Алтай» государственной услуги «Организация  официальных региональных и межмуниципальных физкультурных и спортивных мероприятий в области физической культуры и спорта», утвержденного приказом Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай от 01.02.2013 № 8/2-03;

- административного регламента предоставления бюджетным учреждением Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования» государственной услуги по информационно-методической поддержке внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 27.07.2012 № 1165 и другие.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ определяются требования к услугам, предоставляемым государственными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ):

- во-первых, данные услуги должны быть включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (распоряжение Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р);

- во-вторых, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте;

- в-третьих, подлежат включению в реестр государственных услуг;

- в-четвертых, предоставляются в электронной форме.

Вместе с тем, для организации предоставления наиболее важных государственных услуг, над которыми органы власти должны иметь прямой контроль, исполнительные органы государственной власти вправе создавать государственные предприятия, организации и учреждения. В них исполнительные органы власти размещают государственные задания (заказы).

Исходя из норм установленных статьями 6 и 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

Государственные учреждения, в которых размещается государственное задание (заказ) могут только участвовать в предоставлении государственных услуг, о чем в соответствии с нормой установленной подпунктом 2 пункта 17 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2011 № 412 указывается в разделе стандарта предоставления государственной услуги соответствующего административного регламента.

Таким образом, если услуга предоставляется непосредственно бюджетным учреждением, а не органом исполнительной власти то она не может классифицироваться как государственная услуга.

Основным условием включения услуг, предоставляемых государственными учреждениями  и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) в реестр государственных услуг, предоставляемых в электронной форме в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, является наличие указанных услуг в перечне, установленном Правительством Российской Федерации (распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р, от 17.12.2009 № 1993-р) и в дополнительном перечне услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации.

На сегодняшний день установленное частью 3 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ право органами исполнительной власти Республики Алтай не реализовано.

Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме»,  по состоянию на 27.03.2013 в административных регламентах Республики Алтай не выделено участие государственных учреждений в части предоставления следующих услуг:

1. В области образования:

- прием заявлений о зачислении в государственные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет;

- предоставление информации о реализации в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ;

- предоставление информации о реализации программ начального и среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ;

- предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в государственное образовательное учреждение субъекта Российской Федерации;

- предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в государственном образовательном учреждении субъекта Российской Федерации, ведение дневника и журнала успеваемости;

- предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках;

- предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы;

- предоставление информации из базы данных субъектов Российской Федерации о результатах единого государственного экзамена.

2. В области здравоохранения:

- прием заявок (запись) на прием к врачу в государственное учреждение здравоохранения субъекта Российской Федерации;

- выдача гражданам государственными учреждениями здравоохранения направлений на прохождение медико-социальной экспертизы;

- предоставление информации о порядке оказания специализированной медицинской помощи в государственном учреждении здравоохранения субъекта Российской Федерации;

- выдача направления на госпитализацию в стационарное отделение специализированного государственного учреждения здравоохранения субъекта Российской Федерации;

- оформление заявки на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и внесение данных заявителя в лист ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации.

3. В области культуры:

- предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий;

- предоставление доступа к изданиям, переведенным в электронный вид, хранящимся в библиотеках субъекта Российской Федерации, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах.

- предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату и базам данных библиотек субъекта Российской Федерации;

- предоставление информации о проведении ярмарок, выставок народного творчества, ремесел на территории субъекта Российской Федерации;

- запись на обзорные, тематические и интерактивные экскурсии, проводимые государственным учреждением культуры субъекта Российской Федерации;

- предоставление информации об объектах культурного наследия регионального и (или) местного значения, находящихся на территории Российской Федерации и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

4. В области архивного фонда:

- прием заявок (запросов) государственными архивами субъектов Российской Федерации на предоставление архивных документов (архивных справок, выписок и копий).

5. В области социального обслуживания населения:

- предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением социального обслуживания субъекта Российской Федерации;

- прием заявок от граждан, подлежащих социальному обслуживанию, на предоставление социально-бытовых и медицинских услуг на дому.

6. В области жилищно-коммунального хозяйства:

- прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе;

- выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта Российской Федерации.

7. В области занятости населения:

- прием заявлений об участии в оплачиваемых общественных работах и предоставление информации об организации таких работ;

- прием заявлений о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- прием заявлений об оказании содействия гражданам в поиске подходящей работы, а также об оказании содействия работодателям в подборе необходимых работников;

- предоставление информации работодателям о кандидатурах на замещение вакансий;

- прием заявлений об организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и (или) профессионального обучения, а также выдача рекомендаций, содержащих перечень оптимальных профессий (специальностей), составленный с учетом возможностей и потребностей гражданина и положения на рынке труда субъектов Российской Федерации, и предложений по реализации указанных рекомендаций.

8. В области физической культуры и спорта:

- предоставление информации о проводимых на территории субъекта Российской Федерации государственным учреждением в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации спортивных и оздоровительных мероприятиях и прием заявок на участие в этих мероприятиях.

9. В области строительства:

- предоставление информации о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- предоставление информации из реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

II. Что касается услуг необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг, по смыслу части 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ, услуги необходимые и обязательные для предоставления государственных услуг, можно определить как деятельность организаций любой формы собственности, по оказанию заявителям, в том числе за плату, услуг, результатами которых являются документы, действия, согласование и т. п., без которых невозможно предоставление исполнительными органами государственной власти государственных услуг.

Указанные услуги, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ, подлежат включению в реестр государственных услуг, однако они не относятся к виду государственных услуг, поскольку предоставляются не органами исполнительной власти.

Вместе с тем на практике, имеют место случаи  издания административных регламентов (разработки их проектов) по предоставлению такого рода услуг.

В частности приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 22.05.2012 № 151-Д, утвержден Административный регламент предоставления автономным учреждением «Государственная экспертиза Республики Алтай» государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (пункт 1 Перечня, утвержденного Постановлением № 166); приказом Министерства культуры Республики Алтай от 08.06.2012 № 184-П, утверждены административные регламенты предоставления Министерством культуры Республики Алтай государственной услуги «Паспортизация объектов культурного наследия»; государственной услуги «Подготовка и выдача заключений о наличии или отсутствии  объектов культурного наследия на земельных участках»; (пункты 21, 22 Перечня, утвержденного Постановлением № 166) и другие.

III. В соответствии с подпунктом 2 пункта 17 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2011 № 412 раздел касающейся стандарта предоставления государственной услуги должен содержать подраздел регламентирующий наименование исполнительного органа государственной власти Республики Алтай, непосредственно предоставляющего государственную услугу, а также иные органы и организации участвующие в предоставлении государственной услуги.

Однако, на практике, органами исполнительной власти Республики Алтай в данном разделе указываются сведения об учреждениях, в отношении которых органы исполнительной власти Республики Алтай осуществляют функции и полномочия учредителя, которые не учувствуют в предоставлении государственной услуги, а фактически предоставляют её. 

Федеральное законодательство не предусматривает наделение государственных учреждений полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Иными словами, если предоставление той или иной государственной услуги федеральным актом отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то разрешение на фактическое осуществление государственными учреждениями таких полномочий является превышением органом государственной власти своих полномочий. 

Вышеуказанный случай нашел свое закрепление в определении Верховного суда Российской Федерации от 16.11.2011 № 44-Г11-40.

В целях исключения случаев применения органами государственной власти Республики Алтай полномочий превышающих их компетенцию, по таким административным регламентам необходимо принять меры по четкому разделению административных процедур  предоставления государственных услуг непосредственно органами государственной власти и процедур исполняемых с участием бюджетных учреждений.

Кроме того, конечный результат предоставления государственной услуги, осуществляемой при участии государственного учреждения, не может передаваться учреждению, поскольку это нарушает основной принцип предоставления государственных услуг.

Например, в административном регламенте предоставления государственной  услуги  «Социальное обслуживание в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 24.05.2012 № П/84 предоставление государственной услуги фактически обеспечивается Бюджетным учреждением «Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», а не Министерством труда и социального развития Республики Алтай.

Аналогичными случаями по фактическому обеспечению предоставления государственной услуги (в том числе её результата) бюджетными учреждениями установлено в следующих административных регламентах:

- административного регламента Министерства здравоохранения Республики Алтай по предоставлению государственной услуги «Получение (подтверждение) квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 25.12.2012 № 269;

- административного регламента предоставления Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай государственной услуги по подготовке специалистов в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации и последующем трудоустройстве специалистов, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 26.07.2012 № 1163;

- административного регламента предоставления государственной услуги по организации мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание и допризывную подготовку молодежи Республики Алтай, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 26.07.2012 № 1164;

- административного регламента предоставления Министерством регионального развития Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий организациям, осуществляющим строительство республиканского аэровокзального комплекса с инженерной инфраструктурой и вертодромов с заправочными станциями в с. Иогач и с. Онгудай, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них», утвержденного приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 29.06.2012 № 204-Д и другие.

Прочие принятые административные регламенты требуют регламентации лишь в части касающейся предоставления государственной услуги.

Иными словами, органы исполнительной власти неверно определяют наименование государственной услуги, включая в неё административные процедуры, не относящие к исполнению государственной услуги.

Так, например, в Административном регламенте Министерства здравоохранения Республики Алтай по предоставлению государственной услуги «Направление пациентов, проживающих на территории Республики Алтай для оказания высокотехнологической медицинской помощи, с применением специализированной информационной системы», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 16.01.2013 № 05, помимо государственной услуги – направление пациентов были описаны действия по признанию этого пациента нуждающимся в направлении для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, то есть действия, не относящиеся к полномочиям государственного органа.

Результатом смешения указанных действий явилось излишняя регламентация процедур, не относящихся к исполнению государственной услуги. 

Аналогичное нарушение содержатся в административном регламенте по предоставлению Министерством лесного хозяйства Республики Алтай государственной услуги по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения на территории Республики Алтай, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Алтай от 24.01.2013 № 27.

IV В соответствии с Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1021-р необходимо обеспечить единообразие (унификацию) наименований государственных и муниципальных услуг (функций), структуры административных регламентов, а также публикуемой в федеральном реестре и на едином портале информации об указанных государственных и муниципальных услуг с внесением в случае необходимости соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций).

V. Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» некоторые федеральные законы, в соответствии с которыми отдельные государственные полномочия Российской Федерации переданы для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, дополнены положениями, предоставляющими право  высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий до их утверждения соответствующим федеральным исполнительным органом государственной власти. Между тем, в настоящее время остаются действующими ряд законодательных актов Российской Федерации, в которых такое право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не предусмотрено.

При этом в постановлении Правительства  от 16.05.2011 №  373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» содержатся положения, согласно которым исполнение органами исполнительной власти и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, административные регламенты предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций могут приниматься на уровне субъекта Российской Федерации только в случае прямого указания на это федеральным законом.

В связи с вышеизложенным, в случае отсутствия такого указания устанавливается пробел правового регулирования.

В настоящее время нашими коллегами ставится вопрос о дополнении Постановления № 737 положениями, предоставляющими право высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий до их утверждения   соответствующим федеральным исполнительным органом государственной власти в следующих федеральных законах:

- Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (статья 4.1);

- Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (статья 17);

- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 23.2);

- Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (статья 6);

- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 28.2);

- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статья 9.1);

- Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (статья 25).

При этом, стоит отметить, что в нарушение установленной Постановлением № 373 компетенции Министерством труда и социального развития Республики Алтай по переданным полномочиям Российской Федерации приказом от 29.06.2012 № 100 «А» и приказом от 22.06.2012 № П/98, соответственно, утверждены:

- Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»;

- Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате компенсации уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, (или их законным представителям);

- Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

VI. В дополнение к вышеизложенному, в рамках обозначенной темы, стоит заметить, что на территории Республики Алтай во исполнение требований части 4 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ постановлением Правительства Республики Алтай от 03.07.2012 № 175 «Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти Республики Алтай, их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти Республики Алтай при предоставлении государственных услуг» установлены особенности подача и рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти Республики Алтай, их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти Республики Алтай при предоставлении государственных услуг.

Однако по существу указанный нормативный правовой акт устанавливает только особенности касающиеся способа направления жалобы в орган исполнительной власти, срока её регистрации и направления заявителю уведомления о дате и месте её рассмотрения.

По сути, содержание акта не регулирует вопрос особенности рассмотрения жалобы.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться указанным постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также прямым указанием пункта 3 вышеназванного постановления, полагаем, необходимым в постановление Правительства Республики Алтай № 175 внести положения регулирующие особенности рассмотрения жалоб органов государственной власти Республики Алтай.

Во исполнение требований пункта 2 части 6 статьи 15 Федерального закона № 210-ФЗ постановлением Правительства Республики Алтай от 26.12.2011 № 396 утвержден Перечень государственных услуг Республики Алтай, предоставление которых организуется в многофункциональном центре обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, который, на сегодняшний день, содержит 12 позиций.

Положения многих административных регламентов предоставления государственных услуг включают сведения о том, что та или иная государственная услуга может быть оказана заявителям с участием автономного учреждения Республики Алтай «Многофункциональный центр обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг». Как правило, наименования многих государственных услуг отсутствуют в вышеназванном перечне.

Например, таких как:

- государственная услуга по лицензированию медицинской деятельности (указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 07.09.2012 № 216-у);

- государственная услуга по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II, III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) (указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29.08.2012 № 206-у);

- государственная услуга по лицензированию фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) (указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 27.06.2012 № 166-у);

- государственная услуга - предоставление субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по поддержке предпринимательства, для выполнения функций, определенных уставом (приказ Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай от 04.06.2012 № 50);

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (приказ Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай от 04.06.2012 № 43) и т.д.

На основании вышеизложенного, полагаем, что на сегодняшний день имеется необходимость дополнить позиции Перечня государственных услуг Республики Алтай, предоставление которых организуется в многофункциональном центре государственными услугами возможность предоставления которых предусмотрена положениями соответствующих административных регламентов.

Несмотря на излишнее нормотворчество, по сведениям Министерства экономического развития Республики Алтай по состоянию на сегодняшний день остаются не принятыми административные регламенты в сферах:

- предоставление  государственной услуги по рассмотрению и утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Алтай;

- заключение договоров аренды лесных участков;

- заключения договоров купли продажи лесных насаждений.

В целях устранения излишнего нормотворчества, Управлением предложено, объединить усилия по мониторингу уже принятых административных регламентов на предмет их соответствия нормам действующего законодательства.

В этих целях уже сделан один общий шаг Управлением совместно с заинтересованными лицами, разработан «типовой» административный регламент предоставления государственной услуги по организации приема граждан в устной или письменной форме (в том числе в формате электронного документа), принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, который в настоящее время находится на согласовании в органах прокуратуры.

А также, в Сибирский Федеральный округ, направлены предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере издания административных регламентов, устранения существующих пробелов и коллизий правового регулирования, в части вопросов касающихся нормативного определения правил разработки и утверждения административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора), а также предоставления прав субъектам Российской Федерации утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в сфере переданных полномочий до их утверждения соответствующим федеральным исполнительным органом государственной власти. 

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).