Вы здесь

Особенности правового статуса и деятельности общественных учреждений пожарной охраны

Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические традиции. До Великой октябрьской  социалистической революции 1917 года ее деятельность осуществлялась в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества. Общество было самостоятельной, независимой общественной структурой и, оно находилось под покровительством особ царской семьи Романовых. Учредительный документ – Устав Российского императорского добровольного пожарного общества утверждал император. Считалось, что членом Императорского пожарного общества быть очень престижно и почетно. Его членами стремились стать состоятельные люди, Советом Общества были установлены солидные членские взносы, вносимые на противопожарные цели. В качестве морального поощрения меценаты награждались медалями, орденами, нагрудными знаками и другими «высочайшими» знаками отличия. За годы советской власти нормативная база добровольной пожарной охраны неоднократно менялась. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выдавалась форменное обмундирование, выплачивались поощрения, начальники добровольных пожарных дружин освобождались от основного рода деятельности с сохранением средней заработной платы. В Советском Союзе на всех предприятиях, в том числе сельскохозяйственных, были созданы добровольные пожарные дружины, которые создавались руководителями и успешно функционировали. Ряд предприятий имел выездную технику, дружины прикрывали отдалённые от районных центров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны.

В последнее время после экономических реформ и изменения форм собственности, добровольная пожарная охрана была практически ликвидирована. Ее правовой статус был не определен, источники финансирования не были установлены, льготы добровольцам в федеральном законодательстве не предусматривались, а их численность по сравнению с большинством европейских стран и США оказалась ничтожно мала. Понимая важность развития добровольной пожарной охраны, Министр обратился к Президенту Российской Федерации с инициативой о подготовке отдельного федерального закона «О добровольной пожарной охране». Это предложение получило всестороннюю поддержку со стороны Президента и Правительства Российской Федерации. МЧС России было поручено разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О добровольной пожарной охране. Принятию  Закона «О добровольной пожарной охране» предшествовала двухлетняя работа над проектом, в процессе которого проходило широкое его обсуждение с участием профильных федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных структур, граждан и организаций. Правительством РФ 6 мая  2011 года подписан ФЗ «О добровольной Пожарной охране».

Исторический опыт России по борьбе с пожарами, а также опыт зарубежных стран говорит о том, что проблема пожарной безопасности может быть решена только посредством участия самого населения ‒ за счет развития добровольной пожарной охраны. Создать профессиональную пожарную охрану (построить пожарную часть и организовать ее работу) за счет средств федерального или регионального бюджета во всех сельских населенных пунктах – задача нереальная, даже бюджет самой богатой страны мира вряд ли сможет себе это позволить.

Во всем цивилизованном мире удельный вес профессиональных пожарных команд в общем количестве всех видов пожарной охраны составляет не более 25%, основную же работу по ликвидации пожаров берут на себя добровольцы.

Развитие пожарного добровольчества позволяет консолидировать финансовые, трудовые и материально-технические ресурсы в сфере обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, лесного фонда, исключает дополнительные затраты на создание параллельных структур по профилактике и тушению пожаров.

Сложившаяся ситуация показала отсутствие ряда первичных мер пожарной безопасности в лесах, а также сельских, садоводческих и дачных поселениях и несовершенство пожарной инфраструктуры в ряде субъектов РФ.

В связи с наступлением весеннего потепления активизировался выход населения на природу для отдыха, на уборку садовых и дачных участков. Зачастую разведённый костёр, сжигание мусора или сухой травы могут стать причиной непоправимой трагедии. Тем не менее, как правило, граждане бывают излишне беспечны, самонадеянны и самоуверенны при обращении с источниками открытого огня. Для возникновения загорания порой достаточно случайной искры, неосторожно брошенного окурка или спички. Расплатой за такую беспечность становится потеря имущества, а порой и чья-то оборвавшаяся жизнь.

В целях обеспечения пожарной безопасности населённых пунктов МЧС России проведена работа по созданию добровольных пожарных формирований, определены наиболее целесообразные места их дислокации. 

В ходе проведённого анализа установлено, что на территории Республики Алтай большое количество населённых пунктов расположены вне нормативного значения времени прибытия пожарных подразделений государственной противопожарной службы. Идея использовать добровольцев не нова как в России, так и в зарубежных странах.

Федеральный закон № 100 «О добровольной пожарной охране», устанавливающий правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, определяющий права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирующий отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и гражданами РФ.

Добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и способный по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров, и проведением аварийно-спасательных работ.

Для того чтобы гражданин стал добровольным пожарным ему необходимо выполнить следующие действия:

1. Стать членом или участником общественного объединения пожарной охраны (написать заявление, вступить в юридические отношения с общественной организацией), которое должно быть зарегистрировано как общественное объединение или общественная организация в органах Юстиции и создано по инициативе физических и (или) юридических лиц.

2. Зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных (регистрацию осуществляет общественное объединение).

3. При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности пройти обучение по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).