Вы здесь

Информация о реализации органами государственной власти Республики Алтай норм законодательства о государственном языке Российской Федерации и о языках народов Российской Федерации

Информация о реализации органами государственной власти Республики Алтай норм законодательства о государственном языке Российской Федерации и о языках народов Российской Федерации

 

Учитывая положения статьи 68 Конституции Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

По сведениям федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Федеральный регистр) в Республике Алтай действуют 15 нормативных правовых актов, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы реализации органами государственной власти Республики Алтай норм законодательства о государственном языке Российской Федерации и о языках народов Российской Федерации, в том числе в части использования, защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации, языков народов Российской Федерации.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят: Конституция Республики Алтай, 4 закона Республики Алтай, 1 постановление Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, 1 Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, 5 постановлений Правительства Республики Алтай, 3 приказа Министерства образования и науки Республики Алтай.

Основополагающим республиканским нормативным правовым актом - Конституцией Республики Алтай установлено, что государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки. Республика Алтай гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Алтайский язык является основой национального самосознания алтайского народа. Органы власти республики способствуют его возрождению, сохранению, развитию и расширению среды употребления (статья 13 Конституции Республики Алтай).

Языки в Республике Алтай являются величайшим духовным наследием его многонационального народа и находятся под защитой государства. В Республике Алтай признается и поддерживается неотъемлемое право граждан любой национальности на развитие их родного языка, что закреплено в преамбуле Закона Республики Алтай от 03.03.1993 № 9-6 «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай» (далее - Закон № 9-6).

В соответствии со статьей 3 Закона № 9-6 Республика Алтай гарантирует, в том числе, введение дополнительных мер защиты государственных языков в Республике Алтай.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 9-6 государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки.

Русский язык также используется как основное средство межнационального общения (часть 2 статьи 4 Закона № 9-6). Казахский язык используется в официальных сферах общения в местах компактного проживания его носителей (часть 3 статьи 4 Закона № 9-6).

В целях обеспечения сохранения и развития алтайского языка как государственного языка в Республике Алтай, а также повышения эффективности деятельности органов государственной власти Республики Алтай в этой области Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 09.06.2015 № 167-у «О создании Совета по алтайскому языку при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай» создан Совет по алтайскому языку при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай (далее - Совет), а также утверждено Положение о Совете.

Совет является консультативным и совещательным органом при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства  Республики Алтай, образованным в целях совершенствования государственной политики в области сохранения и развития алтайского языка, как государственного языка в Республике Алтай, а также в целях координации деятельности органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций культуры и искусства, научных, образовательных и иных организаций по вопросам, связанным с сохранением и развитием алтайского языка.

Одной из основных задач Совета является сохранение и развитие национальных, культурных традиций алтайского народа, способствующих популяризации алтайского языка, обогащению его лексики.

На основании пункта 8 части 2 статьи 3 Закона Республики Алтай от 25.06.2014 № 53-РЗ «О культуре в Республике Алтай» к полномочиям Правительства Республики Алтай отнесены разработка и реализация государственных программ Республики Алтай государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Алтай, осуществление иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Алтай.

Одной из характеристик сферы реализации Государственной программы Республики Алтай «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 249 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие культуры», является сохранение и развитие этнокультурного наследия народов Республики Алтай.

Также в данной государственной программе отмечено: «алтайский язык, как государственный язык, вместе с русским языком призваны играть важную роль в обеспечении единства народов Республики Алтай и развитии их культурных, правовых и политических отношений».

Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Алтай от 15.11.2013 № 59-РЗ «Об образовании в Республике Алтай» к полномочиям Правительства Республики Алтай в сфере образования отнесено:

- участие в проведении экспертизы примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) и учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных  особенностей Республики Алтай, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов  Российской Федерации и литературы народов России на родном языке (пункт 15);

- участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов  Российской Федерации и литературе народов России на родном языке (пункт 16).

Вышеназванные полномочия на территории Республики Алтай реализует Министерство образования и науки Республики Алтай, которое является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим государственное управление в сфере образования на территории Республики Алтай, осуществляющим функции по координации и контролю деятельности образовательных организаций в Республике Алтай, нормативно-правовому регулированию в сферах образования, воспитания, социальной поддержки обучающихся и воспитанников образовательных организаций в Республике Алтай, разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Алтай, что закреплено пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Республики Алтай, утвержденном постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 № 88.

Положениями Государственной программы Республики Алтай «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 248 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Об образовании», отмечено, что важным вопросом является сохранение этнокультурного наследия алтайского языка. Наиболее эффективным является обучение детей основам культуры и алтайского языка в раннем возрасте. Поэтому внедрение регионального компонента необходимо в дошкольных учреждениях.

Также, характеристиками сферы реализации данной Государственной программы установлено, что в современный период, актуальным является практическая необходимость в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на изучение языка, истории и культуры народов нашего региона. Только в этом случае возможно полноправное вхождение Республики Алтай в мировое политическое, экономическое, культурное и научно-образовательное пространство.

Кроме того, положениями пункта 8 статьи 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» с 1 января 2016 года за сельскими поселениями закрепляется полномочие по созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по родному языку и (или) родной литературе по образовательным программам основного общего образования, а также Порядок проведения государственной итоговой аттестации по родному языку и (или) родной литературе по образовательным программам среднего общего образования утверждены приказом Министерства образования и науки республики Алтай от 01.04.2016 № 535.

Также, в Республике Алтай принято постановление Правительства Республики Алтай от 27.05.2015 № 144 «Об утверждении порядка и формы проведения на территории Республики Алтай экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан, обращающихся за получением патента, а также перечня образовательных организаций, имеющих право на проведение на территории Республики Алтай экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан, обращающихся за получением патента».

Управлением проведена правовая и антикоррупционная экспертиза всех нормативных правовых актов Республики Алтай, включенных в Федеральный регистр и регулирующих в целом или в части отдельных норм, вопросы реализации законодательства о государственном языке Российской Федерации и о языках народов Российской Федерации.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, в 2016 году были выявлены коррупциогенные факторы, а также нормы, несоответствующие федеральному законодательству, в следующих приказах Министерства образования и науки Республики Алтай:

- от 19.01.2016 № 47 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по родному языку по образовательным программам основного общего образования и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по родной литературе по образовательным программам среднего общего образования» (экспертное заключение от 10.03.2016 № 04/02-644);

- от 12.02.2016 № 242 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования и науки Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации о зачислении в общеобразовательные организации Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 9 января 2014 года № 8» (экспертное заключение от 17.03.2016 № 04/02-712);

- от 12.02.2016 № 245 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования и науки Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках и признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 9 января 2014 года № 5» (экспертное заключение от 18.03.2016 № 04/02-728).

Все вышеперечисленные приказы приведены в соответствие с федеральным законодательством путем внесения в них изменений в апреле 2016 года.

Таким образом, на сегодняшний день, нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие вопросы реализации норм законодательства о государственном языке Российской Федерации и о языках народов Российской Федерации, приняты в пределах предоставленных полномочий, являются необходимыми и достаточными для урегулирования данных правоотношений, коррупциогенные факторы, а также нормы, несоответствующие федеральному законодательству в них не установлены.

 

Специалист-эксперт отдела  по вопросам нрмативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований

 

 

 

 

 

С.И. Киндикова

 

 

26.09.2016

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).