Вы здесь

Некоммерческие организации – иностранные агенты особенности правового статуса и деятельности

Данная статья описывает изменения в российской законодательстве определяющие статус иностранного агента некоммерческой организацией.

Вопрос: Какими нормативными документами определяется статус иностранного агента некоммерческой организации?
Ответ: Статус иностранного агента определен - внесением изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - Закон 7-ФЗ) Федеральным законом от 28.07.2012 N 134-ФЗ "О внесении изменений в ст.28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Вопрос: Основные признаки для признания некоммерческой организации иностранным агентом?
Ответ: Статус иностранного агента введен п.6 ст.2 Законом № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 21.11.2012). Определение (содержащее при этом квалифицирующие признаки) содержится в тексте закона. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в Законе № 7-ФЗ понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.
Таким образом, в рассматриваемом тексте выделено два основных квалифицирующих признака: во-первых, это получение средств из иностранных источников (прямо или опосредовано), и второе - участие в политической деятельности так, как это определено законом. Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно, т.е. как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации иностранным агентом.

Вопрос: Какие существуют признаки определяющие получение денежных средств из иностранных источников некоммерческой организации?
Ответ: Для понимания, имеет ли некоммерческая организация иностранные источники, необходимо определить являются ли источниками формирования имущества некоммерческой организации поступление из иностранных источников.
В п.1 ст.26 Закона № 7-ФЗ дан перечень источников формирования имущества некоммерческих организаций:
- пожертвования и аналогичные по статусу поступления (не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ и услуг);
- членские взносы, вклад учредителей и иные аналогичные поступления;
- выручка от реализации товаров, работ и услуг;
- доходы по акциям и вкладам;
- денежные средства, переданные по договору комиссии, поручения или агентскому договору для исполнения поручения (не является доходом организации).
Можно сказать, что при определении статуса иностранного агента необходимо определить являются ли источниками формирования имущества некоммерческой организации иностранные источники. Для примера, если в составе членов организации, уплачивающих членские взносы, имеется иностранное юридическое либо физическое лицо, лицо без гражданства, либо российское лицо, которое получает средства от таких лиц, то квалифицирующий признак по иностранным источникам финансирования выполнен, вне зависимости от размера взноса и его доли в бюджете организации в целом.

Вопрос: Какие существуют признаки определяющие участие некоммерческой организации в политической деятельности?
Ответ: Согласно п.6 ст.2 Закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Согласно Закону № 7-ФЗ к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Основные выводы при наделении некоммерческой организации статусом иностранного агента. Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию иностранным агентом, все эти признаки должны проявиться одновременно.
Организациям, деятельность которых с деятельностью иностранного агента не ассоциируется, но связана с риском признания таковой, можно рекомендовать разработать набор определенных стандартов деятельности (как во внутренней деятельности, так и в отношении выбора контрагентов), чтобы исключить квалификацию деятельности как иностранного агента и неукоснительно следовать этим стандартам. Поскольку признак финансирования из иностранных источников при буквальном толковании весьма широк, акцент необходимо делать на отказ от участия в политической деятельности.
Компонентами внутренних стандартов должен быть набор принципов, относящихся к организации, финансированию или участию в мероприятиях, позволяющий избежать признания таких мероприятий политическими акциями, а также набор принципов отбора контрагентов, обеспечивающих защиту некоммерческой организации от втягивания в политическую деятельность помимо ее воли.
Кроме этого, всем некоммерческим организациям необходимо сформулировать политику принятия денежных средств в качестве пожертвований, установив определенный режим принятия пожертвований от иностранных граждан и организаций, чтобы исключить поступление таких средств без согласия некоммерческой организации.

Специалист-эксперт  Д.С. Рязанов

 

                                                                               

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).