Вы здесь

Информация по результатам мониторинга законодательства Республики Алтай, проводимого в целях выявления в нем положений, способствующих проявлению коррупции

1) Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 06.05.2015 № 127-у «Об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы в едином аппарате Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай,  о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов и внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай по вопросам противодействия коррупции» утверждено Положения о порядке сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы в едином аппарате Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай,  о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов и внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай по вопросам противодействия коррупции.

Названным выше Положением определяется порядок сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы в Едином аппарате Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

2) Серьезным шагом в правовом пространстве Республики Алтай в рамках противодействия коррупции в Республике Алтай явилось принятие на республиканском уровне Закона Республики Алтай от 11.03.2016 № 5-РЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» (далее – Закон № 5-РЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона 5-РЗ внесены изменения в Закон Республики Алтай от 05.03.2009 № 1-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Алтай». 

Кроме того, посредством принятия данного законодательного акта значительно укреплена правовая база Республики Алтай, обеспечивающая надлежащее выполнение определенными лицами, замещающими государственные должности Республики Алтай, должности гражданской службы Республики Алтай, муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также  лицами, претендующими на замещение указанных должностей, обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 

Целью принятия Закона № 5-РЗ является также реализация на территории Республики Алтай норм Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» исходя из последних изменений, произошедших в данном Федеральном законе. 

Так, Законом № 5-РЗ внесены изменения в Закон Республики Алтай от 07.06.2005 № 37-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Алтай», касающиеся представлению соответствующими гражданскими служащими сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. Указанные сведения должны предоставляться одновременно со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Законом № 5-РЗ также внесены изменения в Закон Республики Алтай от 18.04.2008 № 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай» и в Закон Республики Алтай от 14.05.2008 № 49-РЗ «О государственных должностях Республики Алтай» (далее – Закон № 49-РЗ) в части вопросов урегулирования конфликта интересов лиц, замещающих государственные должности.

Так, статья 12 Закона № 49-РЗ изложена следующим образом:

«Статья 12. Урегулирование конфликта интересов лиц, замещающих государственные должности

1. Для целей настоящего Закона используются понятия «личная заинтересованность» и «конфликт интересов» в значениях, определенных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

2. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляется в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

3) Согласно пункту 12 статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» к мерам противодействия коррупции относится обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Для обеспечения эффективного функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, Правительством Республики Алтай в 2016 году продолжено регулирование соответствующих отношений в рамках реализации Федерального законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.04.2016 № 116 «Об организации оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке» утвержден Порядок подписания и утверждения уведомлений и заключений, выдаваемых по результатам проведения Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы и мониторинга соответствия утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства) требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

4) При проведении антикоррупционной экспертизы на приказ Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай от 15.03.2016 № 65 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай» (далее – Приказ № 65), которым утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай (далее - Порядок), был выявлен коррупциогенный фактор.

Согласно пункту 14 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай и проектов нормативных правовых актов Республики Алтай, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 24.06.2010 № 125 (далее по тексту именуется Порядок проведения правовой экспертизы), предусмотрено, что проект нормативного правового акта, в тексте которого выявлены коррупциогенные факторы, вместе с заключением правового подразделения Правительства Республики Алтай возвращается разработчику. Положения, содержащие коррупциогенные факторы, подлежат изменению либо исключению из текста данного проекта нормативного правового акта.

Вместе с тем, в подпункте 3 пункта 5 Порядка, утвержденного анализируемым Приказом, определено, что в пояснительной записке к проекту правового акта, представляемого на правовую экспертизу в установленном порядке, указывается также на осуществление разработчиком антикоррупционной экспертизы данного проекта нормативного правового акта и на отсутствие в нем положений, содержащих коррупциогенные факторы, либо указывается на невозможность их устранения с указанием причин.

Иными словами, нормы подпункта 3 пункта 5 Порядка, утвержденного анализируемым Приказом, допускают для правоприменителя (орган исполнительной власти Республики Алтай) возможность не устранения коррупциогенного фактора при наличии причин.

Таким образом, между положениями пункта 14 Порядка проведения правовой экспертизы и подпунктом 3 пункта 5 Порядка, утвержденного анализируемым Приказом, возникают нормативные коллизии - противоречия между нормами, создающими для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Нормативные коллизии, в силу подпункта «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых, утвержденной Постановлением № 96, отнесены к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

С целью приведения Приказа № 65 в соответствие в действующим законодательством о противодействии коррупции, в экспертном заключении от 22.04.2016 № 04/02-1159 было предложено исключить из Порядка коррупциогенный фактор.

Изменениями, внесенными приказом Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай от 06.05.2016 № 93 «О внесении изменения в подпункт 3 пункта 5 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай» коррупциогенный фактор исключен.

5) Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в редакции от 18.07.2015 № 732) (далее - Постановление № 96), в отношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (подпункт «г» пункта 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением № 96).

В соответствии с положениями абзаца третьего пункта 2 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» территориальным органам Минюста России предписано проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в срок, установленный для проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При выявлении в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, коррупциогенных факторов направлять экспертные заключения по результатам проведения правовой экспертизы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт. Копии указанных заключений направлять также в органы прокуратуры.

По состоянию на 26.05.2016 в ходе проведения правовой экспертизы на 474 нормативных правовых акта Республики Алтай в 24 НПА Республики Алтай   выявлен 41 коррупциогенный фактор.

Количество выявленных коррупциогенных факторов в соответствии  с положениями Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением № 96 (далее - Методика) распределилось следующим образом:

- подпункт «а» пункта 3 Методики - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) – 4;

- подпункт «в» пункта 3 Методики - выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) – 22;

- подпункт «д» пункта 3 Методики - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов –   1;

- подпункт «ж» пункта 3 Методики - отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка –   2;

- подпункт «и» пункта 3 Методики - нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае –  8;

- подпункт «а» пункта 4 Методики - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям –  2;

- подпункт «б» пункта 4 Методики - злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций –   2.

Таким образом, наибольшее количество выявленных коррупциогенных факторов в НПА Республики Алтай - это возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), то есть выборочное изменение объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики).

Копии всех заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы на нормативные правовые акты Республики Алтай были направлены в прокуратуру республики для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.

Следует отметить, что в большинстве НПА коррупциогенные факторы устраняются оперативно и не требуют вмешательства органов прокуратуры.

Так, по состоянию на отчетную дату в 17 НПА Республики Алтай, по результатам правовой экспертизы которых, Управлением были составлены мотивированные экспертные заключения с указанием на имеющиеся в них нормы, способствующие проявлению коррупции, устранено 33 коррупциогенных фактора, в том числе, путем признания утратившими силу - 6 НПА, 11 НПА изменены, дополнены органом, принявшим акт.

 

31 мая 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).