Вы здесь

Мониторинг нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Количество принятых нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, направленных на реализацию положений Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ).

Федеральный закон № 136-ФЗ, принятый в мае 2014 года, направлен на усовершенствование системы организации местного самоуправления в России.

В силу ряда изменений, которые внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) Федеральным законом № 136-ФЗ предусмотрено следующее:

- двухуровневая модель организации местного самоуправления распространена на крупные городские округа;

- предусмотрено участие субъектов Российской Федерации в определении порядка формирования органов местного самоуправления, избрания глав муниципальных образований;

- разграничены вопросы местного значения между городскими и сельскими поселениями; вопросы местного значения городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, определены как вопросы местного значения муниципальных районов;

- уточнен порядок определения бюджетной обеспеченности муниципальных образований, скорректирован порядок предоставления трансфертов местным бюджетам из бюджетов других уровней бюджетной системы в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Федеральным законом № 136-ФЗ в часть 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В то же время, данная норма в прежней редакции предусматривала, что порядок организации и деятельности органов местного самоуправления подлежит определению только уставом муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает обязательное принятие определенных законов субъектов Российской Федерации в сфере организации и деятельности органов местного самоуправления.

При этом следует учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72) установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 28.11.2015 № 354-ФЗ) одним из принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является содействие развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства о местном самоуправлении согласно абзацу второму части 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным законом.

Частью 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены следующие способы формирования представительного органа муниципального района:

1) формирование путем вхождения в данный орган глав поселений, входящих в состав данного района, и депутатов представительных органов указанных поселений;

2) формирование на муниципальных выборах.

До принятия Федерального закона № 136-ФЗ конкретный порядок формирования представительного органа муниципального района подлежал установлению уставом муниципального образования. В силу Федерального закона № 136-ФЗ способ формирования представительного органа муниципального района подлежит установлению, в первую очередь, законом субъекта Российской Федерации с последующим закреплением в уставе муниципального образования.  

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 136-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации надлежало в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного закона (до 27 ноября 2014 года) принять региональные законы, реализующие требование части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 136-ФЗ).

В установленный срок в Республике Алтай принят Закон Республики Алтай от 30.10.2014 № 58-РЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай» (далее – Закон № 58-РЗ), статьей 1 которого установлен способ формирования представительных органов муниципальных районов в Республике Алтай.

В соответствии с Законом № 58-РЗ в Республике Алтай был сохранен действовавший на тот момент, т.е. установленный уставами муниципальных образований, порядок формирования представительных органов  муниципальных образований – путем избрания на муниципальных выборах.

В отношении порядка избрания главы муниципального образования пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено 3 варианта:

1) избрание на муниципальных выборах;

2) избрание представительным органом муниципального образования из своего состава;

3) избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ конкретный способ избрания глав муниципальных образований подлежит определению законом субъекта Российской Федерации с последующим закреплением в уставах муниципальных образований.

В соответствии с порядком, установленным Законом № 58-РЗ, главы муниципальных образований в Республике Алтай избираются представительными органами муниципальных образований из своего состава (2-й из вышеуказанных вариантов).

До принятия Закона № 58-РЗ во всех муниципальных образованиях в Республике Алтай уставами было предусмотрено избрание главы муниципального образования на прямых выборах (1-й вариант).

Таким образом, если порядок формирования представительных органов муниципальных образований в Республике Алтай Законом № 58-РЗ сохранен в прежнем виде, то порядок избрания глав муниципальных образований изменен: избрание вышеуказанных должностных лиц на муниципальных выборах заменено на избрание представительными органами муниципальных образований из своего состава.

На момент принятия Закона № 58-РЗ в муниципальных районах и городском округе в Республике Алтай уставами муниципальных образований был предусмотрен такой правовой статус главы муниципального образования, согласно которому глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию. Соответственно уставами было предусмотрено, что представительный орган муниципального района и городского округа возглавляется председателем, избираемым из числа депутатов данного органа.

Норма устава муниципального образования, закрепляющая, что глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию, основывается на положениях пункта 2 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ (редакция данной нормы действует без изменения), устанавливающего, что глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, либо исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, либо возглавляет местную администрацию. Исключение из этого правила предусмотрено только для сельских поселений, в которых допускалось и допускается совмещение замещения главой муниципального образования должности председателя представительного органа и должности главы местной администрации.

Законом № 58-РЗ установлено следующее:

- в муниципальных районах и городском округе - глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняют полномочия председателя данного органа, а местную администрацию возглавляет глава администрации, назначаемый по контракту;

- в сельских поселениях – глава муниципального образования, избранный представительным органом из своего состава, исполняет полномочия председателя данного органа, а также возглавляет местную администрацию.

В целях обеспечения реализации положений Закона № 58-РЗ Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай от 19.12.2014 № 87-РЗ «О типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления переданных отдельных государственных полномочий».

Правовым основанием для регулирования законом субъекта Российской Федерации порядка заключения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации, являются часть 7 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», часть 3 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ.

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ за сельскими поселениями остались закрепленными 13 вопросов местного значения, тогда как до этого в перечень вопросов местного значения сельских поселений входило порядка 40 вопросов.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право дополнительно закрепить за сельскими поселениями отдельные вопросы из числа вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ для городских поселений.

Исходя из этого, Законом Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» (далее – Закон № 32-РЗ) за сельскими поселениями дополнительно закреплено еще 11 вопросов местного значения.

Днем вступления в силу Закона № 32-РЗ определено 1 января 2016 года.

В Республике Алтай по состоянию на 21.12.2015 года почти во всех сельских поселениях приняты решения Советов депутатов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, дополняющие, установленный уставом, перечень вопросов местного значения сельских поселений, еще 11 вопросами, предусмотренными Законом № 32-РЗ. При этом с учетом положений Закона № 32-РЗ, указанные решения Советов депутатов также вступают в силу с 1 января 2016 года.   

В числе прочих Законом № 32-РЗ за сельскими поселениями закреплен такой вопрос местного значения, как организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, в ноябре 2015 года в Федеральный закон № 131-ФЗ внесены очередные изменения, в соответствии с которыми указанный вопрос не может быть закреплен за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации (изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-ФЗ).

Таким образом, еще не вступивший в силу Закон № 32-РЗ, уже подлежит приведению в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ). Соответственно, уставы муниципальных образований также подлежат приведению в соответствие с законодательством в части определения перечня вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями Законом № 32-РЗ. 

Кроме того, в ходе повторной правовой экспертизы Закона № 58-РЗ, проведенной Управлением в январе 2016 года, были выявлены противоречия  действующему федеральному законодательству.

Так, положениями статьи 1 Закона № 58-РЗ установлено, что представительный орган муниципального образования в Республике Алтай избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вместе с тем, частью 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, а также может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статьей 2 Закона № 58-РЗ закреплено, что глава муниципального образования городского округа и муниципального района в Республике Алтай избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя, а глава сельского поселения - представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя и полномочия главы местной администрации.

В то же время, в силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Кроме того, в декабре 2015 года Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от 01.12.2015 № 30-П по делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» (далее по тексту именуется Постановление Конституционного Суда).

Постановлением Конституционного Суда отмечено, что законодатель субъекта Российской Федерации может использовать свое правомочие по осуществлению правового регулирования в данной сфере таким образом, чтобы допустить установление поселениями в своих уставах любого из предусмотренных для них Федеральным законом № 131-ФЗ способов замещения должности главы муниципального образования и определения его места в структуре органов местного самоуправления.

Пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда установлено, что субъектам Российской Федерации надлежит привести законодательное регулирование в сфере организации муниципальной власти в соответствие с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении.

Во избежание несоответствия федеральному законодательству, необходимо дополнить статьи 1, 2 Закона № 58-РЗ иными вариантами формирования представительного органа, избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования.

 

 

10 февраля 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).