Вы здесь

О необходимости своевременного предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) уставов муниципальных образований Республики Алтай

О необходимости своевременного предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) уставов муниципальных образований Республики Алтай

 

Устав муниципального образования - основной нормативный правовой акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Устав муниципального образования (муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования) подлежит государственной регистрации, которая предназначена для следующего:

- государственная регистрация придаёт уставу муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) статус официального документа;

- государственная регистрация включает проверку устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, что позволяет обеспечить его законность;

- государственная регистрация устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) способствует контролю за соблюдением прав граждан на территории муниципального образования.

Одним из ключевых этапов принятия устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) является его опубликование (обнародование).

Опубликование (обнародование) требуется для вступления в законную силу устава  (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный устав (муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования), в течение семи дней со дня его поступления из Управления Минюста Российской Федерации по Республике Алтай и в течение десяти дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в Управление Минюста Российской Федерации по Республике Алтай сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Порядок опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования), устанавливается уставом муниципального образования и обеспечивает возможность ознакомления с ним граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Проект устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) не позднее чем за тридцать дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава (проекту указанного муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования), а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Несоблюдение тридцатидневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) так как в данном случае нарушается процедура его принятия. При этом следует учитывать, что данный тридцатидневный срок высчитывается с момента публикации (обнародования), а не с даты принятия проекта устава муниципального образования (проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования), представительным органом в первом чтении.

Проект устава муниципального образования (проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования должен быть опубликован в официальном периодическом печатном издании муниципального образования. Как правило, к числу таких периодических печатных изданий, относятся районные газеты. Также, действующее законодательство предусматривает возможность создания городскими и сельскими поселениями своего периодического печатного издания.

Помимо этого, проект устава муниципального образования (проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) может быть обнародован  путем размещения его текста на информационных стендах поселения в установленных местах (здание администрации, сельского клуба, школы и т.д.). Обнародование может быть произведено и в иных формах в соответствии с порядком, утвержденным представительным органом местного самоуправления.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Дополнительно сообщаем, что вышеизложенное закреплено нормами федерального законодательства. Так согласно части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131–ФЗ) проект устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования), подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава (проекту указанного муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования), а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее чем за тридцать дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Пунктом 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено что, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Из содержания указанных правовых норм следует, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, в том числе конкретные печатные издания, в которых они публикуются, и сроки опубликования, а также возможность использования других, помимо печатных, средств массовой информации и иных способов ознакомления с ними граждан должны быть установлены в уставе муниципального образования.

Таким образом, согласно  статье 5 Федерального закона от 21.07.2005№ 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на главу муниципального образования возлагается обязанность в течение десяти дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) направить в соответствующий орган Министерства юстиции Российской Федерации следующие сведения:

- сведения об источнике официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования);

- сведения о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования).

В соответствии с законодательством главам муниципальных образований необходимо  направлять в Управление Минюста Российской Федерации по Республике Алтай в письменном виде сведения об официальном опубликовании (обнародования) устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) после его государственной регистрации (источник опубликования с сопроводительным письмом, либо информационное письмо с указанием названия, даты и номера печатного издания, в случае опубликования, либо с указанием даты и места обнародования).

Как показывает практика, на сегодняшний день проблемой остаётся систематическое нарушение главами отдельных муниципальных образований требований федерального законодательства о предоставлении сведений об опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта после государственной регистрации в установленные законодательством сроки. Главами муниципальных образований зачастую не выполняются вышеуказанные требования. Перечень муниципальных образований, главы которых не предоставили сведения об опубликовании (обнародовании) зарегистрированных уставов муниципальных образований (муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования) приведен в приложении к данной статье.

Нередки случаи, когда представляемые главами муниципальных образований документы об официальном опубликовании (обнародовании) уставов муниципальных образований (муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований), содержат не полную информацию по указанному вопросу.

Сотрудниками Управления Минюста Российской Федерации по Республике Алтай постоянно обобщаются проблемы и ошибки в указанной сфере в целях их разъяснения представителям муниципальных образований на семинарах и рабочих группах.

Итак, принятый устав (муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования) после  государственной регистрации в Управлении Минюста Российской Федерации по Республике Алтай подлежит последующему опубликованию (обнародованию).

Отсутствие сведений об официальном опубликовании (обнародовании) уставов муниципальных образований (муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований) в печатных средствах массовой информации, размещении в сети «Интернет» и (или) на информационных стендах муниципального образования позволяет сделать вывод о том, что такие муниципальные нормативные правовые акты не подлежат правовому применению.

 

 

 

Студентка Сибирского института управления

филиал РАНХиГС

Чичинова Б.А.

(Наставник - Ведущий специалист эксперт

отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта

Российской Федерации и  ведения федерального регистра, и

ведения реестра муниципальных образований, регистрации

и ведения реестра уставов муниципальных образований

Тенгерекова М.Ю.)

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень муниципальных образований, главы которых не предоставили сведения об опубликовании (обнародовании) зарегистрированных Уставов МО (актов о внесении изменений в Уставы МО) по состоянию на 24.12.2015

п/п

 

Муниципальное образование

 

 

Реквизиты решений органов местного самоуправления

 

КОШ-АГАЧСКИЙ РАЙОН

1

Кош-Агачский район

от 19.12.2014 № 12-3

от 03.02.2015 № 15-1

2

Бельтирское сельское поселение

от 21.12.2012 № 26-2

от 26.12.2013 № 4-4

от 06.02.2015 № 13-2

3

Джазаторское сельское поселение

от 13.06.2013 № 26-3

4

Ортолыкское сельское поселение

от 15.05.2013 № 25-2

от 20.11.2013 № 3-1

5

Ташантинское сельское поселение

от 27.12.2012 № 27-2

от 27.12.2012 № 27-5

от 27.12.2012 № 27-6

от 22.04.2015 № 14-3

6

Тобелерское сельское поселение

от 06.05.2015 № 15

от 18.09.2015 № 18

7

Казахское сельское поселение

от 29.12.2012 № 18-2

МАЙМИНСКИЙ РАЙОН

8

Майминское сельское поселение

от 30.04.2013 № 16-3

от 26.12.2014 № 29-4

9

Бирюлинское сельское поселение

от 02.12.2013 № 2-01

от 24.02.2014 № 3-01

от 27.05.2014 № 4-01

от 24.12.2014 № 7-01

10

Кызыл-Озекское сельское поселение

от 17.06.2015 № 15-1

11

Манжерокское сельское поселение

от  18.09.2015 № 31-1

УЛАГАНСКИЙ  РАЙОН

12

Улаганский  район

от 02.10.2014 № 8-2

13

Улаганское сельское поселение

от 08.11.2013 № 1-1

от 07.02.2014 № 3-1

от 10.04.2014 № 4-1

от 29.01.2015 № 10-1

14

Саратанское сельское поселение

от 27.12.2012 № 16-1

от 17.04.2014 № 4-1

от 30.01.2015 № 5/1

15

Саратанское сельское поселение

от 06.07.2015 № 6-1

от 29.09.2015 № 6-1

ОНГУДАЙСКИЙ  РАЙОН

16

Онгудайское сельское поселение

от 13.05.2013 № 49-1

от 05.05.2014 № 7-4

от 16.02.2015 № 13-5

от 26.05.2015 № 15-1

17

Ининское сельское поселение

от 05.04.2013 № 38/1

от 25.11.2014 № 13/4

от 13.03.2015 № 16/1

от 15.06.2015 № 18/1

18

Каракольское сельское поселение

от 27.12.2012 № 25-1

от 16.03.2013 № 2/3

от 17.01.2014 № 7/1

от 30.04.2014 № 8/5

от 29.06.2015 № 17/1

19

Купчегеньское сельское поселение

от 27.05.2014 № 9/3

20

Теньгинское сельское поселение

от 29.03.2013 № 30/5

от 28.03.2014 № 7/1

от 30.12.2014 № 10/4

от 17.02.2014 № 11/4

21

Хабаровское сельское поселение

от 20.11.2014 № 8/1

от 20.03.2015 № 11/1

от 20.05.2015 № 13-1

22

Шашикманское сельское поселение

от 30.06.2014 № 7/5

от 24.03.2015 № 11/1

ТУРОЧАКСКИЙ  РАЙОН

23

Дмитриевское сельское поселение

от 17.05.2013 № 34-2

от 20.05.2014 № 6-1

от 25.03.2015 № 12-1

от 25.09.2015 № 16-2

24

Бийкинское сельское поселение

от 18.05.2015 № 4-15

25

Кебезенское сельское поселение

от 11.06.2015 № 28/2

26

Озеро-Куреевское сельское поселение

от 08.06.2015 № 13/1

от 12.10.2015 № 14/1

27

Турочакское сельское поселение

от 01.06.2015 № 17/1

от 14.08.2015 № 18/1

УСТЬ-КАНСКИЙ  РАЙОН

28

Усть-Канское сельское поселение

от 08.12.2014 № 16-1

29

Козульское сельское поселение

от 03.06.2013 № 30-2

от 29.12.2014 № 11-1

30

Мендур-Сокконское сельское поселение

от 11.03.2013 № 78

от 14.06.2013 № 84

от 29.05.2015 № 16-45

УСТЬ-КОКСИНСКИЙ  РАЙОН

31

Верх-Уймонское сельское поселение

от 15.02.2015 № 13-3

от 09.04.2015 № 15-3

от 30.06.2015 № 18-3

32

Горбуновское сельское поселение

от 20.04.2015 № 10-1

33

Катандинское сельское поселение

от 23.03.2015 № 14/3-3

ЧЕМАЛЬСКИЙ  РАЙОН

34

Бешпельтирское сельское поселение

от 24.06.2014 № 20-001

35

Аносинское сельское поселение

от 16.06.2015 № 12-1

от 30.09.2015 № 13-3

36

Чепошское сельское поселение

от 24.01.2015 № 68

от 15.09.2015 № 75

ЧОЙСКИЙ  РАЙОН

37

Чойский  район

от 14.06.2013 № 33-3

от 21.03.2014 № 5-12

от 11.12.2014 № 8-2

от 17.04.2015 № 11-2

38

Уйменское сельское поселение

от 05.07.2015 № 1-1

39

Чойское сельское поселение

от 29.12.2014 № 11-2

40

Ыныргинское сельское поселение

от 27.05.2014 № 5-1

от 29.06.2015 № 14-1

ШЕБАЛИНСКИЙ  РАЙОН

41

Актельское сельское поселение

от 24.12.2014 № 20/1

42

Верх-Апшуяхтинское сельское поселение

от 20.02.2013 № 35/1

от 22.12.2014 № 10/4

43

Дъектиекское сельское поселение

от 08.05.2014 № 6/1

от 04.08.2015 № 18/3

44

Камлакское сельское поселение

от 04.02.2015 № 13/1

45

Малочергинское сельское поселение

от 20.05.2014 № 6/1

от 25.12.2014 № 11/2

от 30.06.2015 № 15/5

46

Чергинское сельское поселение

от 29.03.2013 № 43-1

от 28.05.2013 № 45-3

от 17.07.2013 № 48-2

от 25.04.2014 № 8-2

от 25.12.2014 № 14-3

от 28.09.2015 № 20-2

47

Шыргайтинское сельское поселение

от 14.04.2014 № 7/1

 

28 декабря 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).