Вы здесь

Обзор нормотворчества Республики Алтай в сфере профилактики экстремизма

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 (в редакции от 01.07.2014 № 483), экстремизм назван в ряду основных угроз национальной безопасности.

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также ответственность за ее осуществление устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции от 31.12.2014 № 505-ФЗ) (далее по тексту именуется Федеральный закон № 114-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ регламентировано понятие экстремистской деятельности (экстремизма).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 114-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц. Для реализации решений этих органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

Статьей 3 Федерального закона № 114-ФЗ определены и основные направления противодействия экстремистской деятельности, а именно: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Профилактика экстремистской деятельности регулируется статьей 5 Федерального закона № 114-ФЗ, согласно которой в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Пунктом 51.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемы в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в сфере профилактики экстремизма, действуют как федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, так и соответствующие акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 121 Конституции Республики Алтай установлено, что Правительство Республики Алтай осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью

В соответствии со статьей 19 Конституционного закона Республики Алтай от 24.02.1998 № 2-4 «О Правительстве Республики Алтай» к полномочиям Правительства Республики Алтай в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью отнесено осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

На основании вышеизложенных законодательных норм в соответствии с пунктом 1 Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 28.04.2012 № 105-у «О создании Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Республике Алтай» образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Республике Алтай (далее по тексту именуется Указ № 105-у).

Пунктом 3 Указа № 105-у утверждено Положение о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Республике Алтай (далее по тексту именуется Положение).

Согласно пункту 1 Положения Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Республике Алтай является межведомственным органом, образованным в целях улучшения взаимодействия субъектов противодействия экстремистской деятельности, повышения эффективности системы профилактических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, координации деятельности  органов исполнительной власти, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью на территории Республики Алтай.

В целях совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений принят Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17.08.2012 № 195-у «О Совете при Главе Республики Алтай, Председателе Правительстве Республики Алтай по межнациональным отношениям» (далее по тексту именуется Указ № 195-у), подпунктом «а» пункта 2 которого утверждено Положение о Совете при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай по межнациональным отношениям (далее по тексту именуется Положение о Совете).

На основании абзаца второго пункта 13 Положения о Совете органы государственной власти, органы местного самоуправления в Республике Алтай, участвующие в реализации государственной политики в области противодействия экстремизму, оказывают содействие в обеспечении деятельности Совета в рамках своих полномочий.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 постановления Правительства Республики Алтай от 22.04.2013 № 110 «Об утверждении системы мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и национального экстремизма в Республике Алтай и плана мероприятий по профилактике экстремизма на территории Республики Алтай» утверждена система мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и национального экстремизма в Республике Алтай.

Система мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и национального экстремизма на территории Республики Алтай формируется в рамках реализации государственной национальной политики.

Указанная система содержит комплекс мер по получению информации о фактах проявлений религиозного и национального экстремизма от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления Республики Алтай юридических лиц; анализу и прогнозированию, а также схему оперативного реагирования, направленного на профилактику и пресечение проявлений экстремизма.

Профилактика экстремизма и терроризма на территории Республики Алтай, а также минимизации и ликвидации последствий их проявлений является одной из задач региональной программы Республики Алтай «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Республики Алтай», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.05.2014  № 151.

Таким образом, по состоянию на 13.05.2014 по данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории Республики Алтай действуют 4 нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере профилактики экстремизма: 2 указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и 2 постановления Правительства Республики Алтай.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее по тексту именуется Управление) проведена правовая и антикоррупционная экспертиза вышеуказанных нормативных правовых актов, по результатам которой установлено, что акты приняты в пределах предоставленных полномочий, являются необходимыми и достаточными для урегулирования данных правоотношений. Норм, противоречащих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не выявлено.

Кроме того, приказом Министерства регионального развития Республики Алтай (далее по тексту именуется Министерство) от 24.12.2013 № 550-Д утверждена ведомственная целевая программа «Профилактика экстремизма и терроризма на территории Республики Алтай на 2013-2015 годы» (далее по тексту именуется Приказ № 550-Д).

Приказ № 550-Д в адрес Управления не поступал, в связи с чем в Министерство направлено письмо с просьбой предоставить его для занесения в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы.

Дополнительно сообщаем, что в 2015 году Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай издан Указ от 04.05.2015 № 134-у «О внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай» (далее по тексту именуется Указ № 134-у), пунктом 1 которого внесены изменения в Положение о Совете, утвержденное Указом 195-у.

Подпунктом «а» пункта 1 Указа № 134-у внесены изменения в пункт 4 Положения о Совете в части дополнения подпунктами «г-з», согласно которым основными задачами Совета при Главе Республики Алтай, Председателе Правительстве Республики Алтай по межнациональным отношениям являются, в том числе, рассмотрение предложений по вопросам государственной национальной политики и межнациональных отношений в Республике Алтай, направленных на укрепление гражданского единства, предотвращение ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Республики Алтай, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия; осуществление мероприятий, направленных на предупреждение, предотвращение и разрешение межэтнических конфликтных ситуаций.

Учитывая, что Указ № 134-у поступил в Управление 12 мая 2015 года, после занесения его в базу данных федерального регистра актуальная редакция Указа № 195-у будет передана на правовую экспертизу.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).