Вы здесь

Обзор нормотворчества Республики Алтай в сфере участия граждан в охране общественного порядка

Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, что установлено частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Правовую основу в сфере участия граждан в охране общественного порядка на федеральном уровне составляет Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее по тексту именуется Федеральный закон № 44-ФЗ), вступивший в силу со 2 июля 2014 года.
Вышеназванным Федеральным законом установлены принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 44 ФЗ правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.
В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ к законодательному регулированию на уровне субъекта Российской Федерации отнесены следующие вопросы:
1) определение порядка создания и деятельности координирующих органов (штабов) в целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (часть 2 статьи 13);
2) установление образца и порядка выдачи удостоверения, образцов форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника (часть 1 статьи 16);
3) установление порядка предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций (часть 7 статьи 26).
Кроме того, согласно части 3 статьи 6 Федерального закона № 44-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.
В соответствии с пунктом части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка.
Пунктом 1 статьи 121 Конституции Республики Алтай установлено, что Правительство Республики Алтай осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью
В соответствии со статьей 19 Конституционного закона Республики Алтай от 24.02.1998 № 2-4 «О Правительстве Республики Алтай» к полномочиям Правительства Республики Алтай в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью отнесено осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
На основании вышеизложенных законодательных норм постановлением Правительства Республики Алтай от 28.05.2014 № 151 утверждена региональная программа Республики Алтай «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Республики Алтай».
Целью реализации вышеназванной программы является повышение качества и результативности охраны общественного порядка, противодействия преступности и обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Алтай.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее по тексту именуется Управление) проведена правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Алтай в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы участия граждан в охране общественного порядка, по результатам которой установлено, что акты приняты в пределах предоставленных полномочий, являются необходимыми и достаточными для урегулирования данных правоотношений. Норм, противоречащих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не выявлено.
В настоящее время   на республиканском уровне правовые основы, принципы и формы добровольного участия населения Республики Алтай в охране общественного порядка и оказании содействия органам внутренних дел установлены Законом Республики Алтай от 24.04.2003 № 11-16 «Об участии населения Республики Алтай в охране общественного порядка» (далее по тексту именуется Закон № 11-16).
Согласно статье 1 Закона № 11-16 правовую основу участия населения Республики Алтай в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Алтай, настоящий Закон, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Алтай и органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий.
Вместе с тем, Законом № 11-16 полномочия органов государственной власти субъекта, закрепленные в новеллах федерального законодательства, не установлены, что является недостаточностью правового регулирования на республиканском уровне.
Следует отметить, что учитывая динамику федерального законодательства, Комитетом по местному самоуправлению и правопорядку Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай разработан проект закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Алтай» (далее по тексту именуется Проект), который прошел правовую экспертизу в Управлении.
Данным Проектом предлагается урегулировать вопросы, отнесенные Федеральным законом № 44-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере участия граждан в охране общественного порядка, и признать утратившим силу Закон № 11-16.
В ходе проведения правовой экспертизы Проекта составлено мотивированное экспертное заключение от 20.04.2015 № 04/02-1343 с предложением в части дополнения статьи 4 Проекта правовыми нормами, конкретизирующими порядок выдачи удостоверения народного дружинника.
Предложение Управления было учтено органами государственной власти Республики Алтай и Проект в новой редакции рекомендован к принятию на восьмой сессии Государственного Собрания – Эл Курултай шестого созыва, которая состоится 22 мая 2015 годы (постановление Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 22.04.2015 № 21).

03 июня 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).