Вы здесь

Обзор нормотворчества Республики Алтай по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за отчетный период с 21.05.2013 по 28.10.2013

В соответствии со статьёй 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим в Российской Федерации правоотношения в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту именуется Федеральный закон).
Федеральным законом № 294-ФЗ устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Данным федеральным законом также законодательно разграничены и закреплены понятия федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
На уровне Российской Федерации помимо Федерального закона рассматриваемая сфера общественных отношений урегулирована большим количеством иных нормативных правовых актов, среди которых выделяются:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;
Постановления Правительства Российской Федерации:
- от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;
- от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;
- от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)»;
- от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;
- от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В целях упорядочения процедуры проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении функций по контролю (надзору) федеральными органами исполнительной власти разработаны и утверждены различные административные регламенты исполнения государственных функций.
За период времени, истекший с момента направления предыдущего мониторинга в Федеральный закон № 294-ФЗ дважды вносились изменения Федеральными законами:
- от 23.07.2013 № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов» (далее Федеральный закон № 208-ФЗ);
- от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ).
Также вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», за исключением изменений в статью 9 и статью 13.1 Федерального закона, вступающих в силу с 01.01.2014.
Изменения, внесенные в Федеральный закон, касались уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также сферы его применения.
При этом положения Федерального закона в части установления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих, соответственно, региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, остались без изменения. 
Среди полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обозначенной сфере выделяются такие, как:
- определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Федерального закона);
-  реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона);
- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона);
- организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.1 части 2 статьи 5 Федерального закона);
- разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона);
- организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 2 статьи 5 Федерального закона);
- осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий (пункт 5 части 2 статьи 5 Федерального закона);
-  установление порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля (пункт 2 части 2 статьи 6 Федерального закона).
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
- определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий (часть 1 статьи 6 Федерального закона);
- организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории (пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона);
- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления (пункт 1.1 части 2 статьи 6 Федерального закона);
- разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 6 Федерального закона);
- организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 6 Федерального закона);
- осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий (пункт 4 части 2 статьи 6 Федерального закона).
Также статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона.
На республиканском уровне, в целях реализации полномочий, представленных федеральным законодательством, продолжает активно совершенствоваться законодательная база в рассматриваемой сфере правоотношений.
На основании сведений, содержащихся в базе данных Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в Республике Алтай по состоянию на 28.10.2013 действуют 142 нормативных правовых акта, в целом или в части отдельных норм регулирующих предпринимательскую деятельность, включая вопросы организации и проведения государственного контроля (надзора).
На сегодняшний день в Республике Алтай принято 34 нормативных правовых акта, регулирующих предпринимательскую деятельность при осуществлении государственного контроля (надзора).
За истекший период принято (включено  в базу данных Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации) 12 нормативных правовых актов, регулирующих контрольные и надзорные полномочия органов государственной власти Республики Алтай в обозначенной сфере правоотношений (из них 7 - вносящие изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, 2 - об утрате силы):
1. Постановление Правительства Республики Алтай от 18.09.2013 № 258 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в  Республике Алтай»;
2. Закон Республики Алтай от 27.06.2013 № 52-РЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Республики Алтай «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай»;
3. Постановление Правительства Республики Алтай от 18.09.2013 № 256 «О внесении изменений в Положение о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай»;
4. Постановление Правительства Республики Алтай от 21.03.2013 № 77 «О внесении изменений в Положение о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай»;
5. Постановление Правительства Республики Алтай от 04.07.2013 № 171 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Алтай»;
6. Постановление Правительства Республики Алтай от 05.08.2013 № 211 «О внесении изменений в пункт 3.1 Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай»;
7. Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 23.05.2013 № 132 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства здравоохранения Республики Алтай по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»;
8. Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 06.06.2013 № 141-у «О внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай», которым в числе прочего, внесены изменения в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29.12.2012 № 324-у «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством здравоохранения Республики Алтай государственной функции по осуществлению лицензионного контроля при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук)», а также в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 12.11.2012 № 300-у «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством здравоохранения Республики Алтай государственной функции по осуществлению лицензионного контроля при осуществлении фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук)».
9. Приказ Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай от 26.07.2013 № 169-ОД «О признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай от 28.07.2009 № 54-ОД «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Республики Алтай»;
10. Постановление Правительства Республики Алтай от 15.10.2013 № 281 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории  Республики Алтай»;
11. Постановление Правительства Республики Алтай от 10.10.2013 № 275 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Республике Алтай»;
12. Приказ Министерства финансов Республики Алтай от 22.10.2013 № 133-П «О признании утратившим силу некоторых приказов Министерства финансов Республики Алтай», которым, в числе прочего, признан утратившим силу приказ Министерства финансов Республики Алтай от 28.06.2011 № 109-П «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Алтай государственной функции по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
По первым девяти правовым актам проведены правовые экспертизы, в результате которых положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, а также коррупциогенных факторов выявлено не было, три последних в вышеуказанном списке на момент проведения обзора находятся на правовой экспертизе.
План законопроектной, контрольной и организационной деятельности Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай на II полугодие 2013 года, утвержденный постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 28.05.2013 № 28-28, в анализируемой сфере, не содержит проектов правовых актов, планируемых для принятия во втором полугодии 2013 года.
Проведенный анализ состояния законодательства Республики Алтай в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля свидетельствует о том, что в нормативных правовых актах республики  не содержатся положения, создающие ограничения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля. 
В республике ведется работа по реализации полномочий, предоставленных федеральным законодательством, в указанной сфере, в том числе в части совершенствования нормативно-правовой базы.

30 октября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).