Вы здесь

Обзор нормотворчества Республики Алтай в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека установлено частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации.

Российская практика свидетельствует о наличии у малого и среднего предпринимательства существенного потенциала, эффективное использование которого, могло бы положительно повлиять на динамичное развитие экономики в стране. Содействие развитию малого и среднего предпринимательство является первоочередной задачей государства и выражается в регулировании и поддержке деятельности субъектов указанных форм предпринимательства для их успешного функционирования.

В целях оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности президентом Российской Федерации издан Указ от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».

Согласно пункту 3 вышеназванного Указа Правительству Российской Федерации необходимо представлять Президенту Российской Федерации ежегодно, начиная с оценки по итогам 2012 года, до 1 июля года, следующего за отчетным, доклад о мерах, принятых для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, и достигнутых результатах, а также об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, правовой основой в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне являются: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ) Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1996 № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.11.1997 № 1225), Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономике» (далее по тексту именуется Указ Президента Российской Федерации № 596), постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 № 654), постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 854 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества», постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 № 874 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 197).

Меры, принятые в Республике Алтай по совершенствованию правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, имеют большое значение для развития данной сферы правоотношений на республиканском уровне.

Так, по данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения обзора, в Республике Алтай действует 82 нормативный правовой акт, в целом или в части отдельных норм, регулирующий вопросы в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят 14 законов Республики Алтай, 38 постановлений Правительства Республики Алтай, 2 указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, 28 приказа иных органов исполнительной власти Республики Алтай.

Проведение обзора нормотворчества Республики Алтай по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства показало, что в I квартале 2013 года принят 41 нормативный правовой акт Республики Алтай, в целом или в части отдельных норм, регулирующий данную сферу правоотношений.

В целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, их соблюдения органами государственной власти Республики Алтай и органами местного самоуправления в Республике Алтай, их должностными лицами, в том числе при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Указом Главы Республики Алтай Председателя Правительства Республики Алтай от 29.12.2012 № 326-У «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Алтай» (далее по тексту именуется Указ № 326-У) с 1 декабря 2012 года учреждена должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай.

В экспертном заключении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Алтай (далее по тексту именуется Управление) от 08.02.2013 № 02-419 по результатам правовой экспертизы Указа № 326-У было установлено противоречие федеральному законодательству.

Так, абзацем пятым подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации № 596 в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Правительству Российской Федерации, в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, постановлено создать до 1 декабря 2012 года  институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющего деятельность на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с пунктом 1 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шестого Созыва от 18.12.2012 № 1485-6 ГД «О проекте Федерального закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» проект Федерального закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, принят в первом чтении.

Проектом Федерального закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» определены правовое положение, основные задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

Частью 1 статьи 9 указанного проекта должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации может учреждаться законами субъектов Российской Федерации.

Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 05.02.2013 № 21-У «О внесении изменения в пункт 6 указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2012 года № 326-У» вышеназванное противоречие устранено не было, о чем повторно обращается внимание в экспертном заключении Управления от 28.02.2013 № 02-742.

Правительством Республики Алтай в письме от 11.03.2013 № 923 в адрес Управления сообщалось, что после принятия федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» Указ № 326-у будет приведен в соответствие с нормами федерального законодательства.

В 4 постановления Правительства Республики Алтай в I квартале 2013 года внесены изменения:

- от 19.08.2010 № 182 «Об утверждении республиканской целевой программы «Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы» (в редакции от 21.02.2013 № 34);

- от 28.09.2012 № 245 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие конкурентных рынков» (в редакции от 21.02.2013 № 37);

- от 28.09.2012 № 244 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие внутреннего и въездного туризма» (в редакции от 21.02.2013 № 38);

- от 16.09.2010 № 198 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие транспортной инфраструктуры Республики Алтай на 2011-2015 годы» (в редакции от 22.02.2013 № 54).

Все вышеперечисленные постановления Правительства Республики Алтай прошли правовую экспертизу в Управлении. Норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, не выявлено.

Также изменения в I квартале 2013 года внесены в 17 приказов Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай и 1 приказ Комитета занятости населения Республики Алтай.

Следует отметить, что в 16 приказов Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай изменения в I квартале 2013 года вносились дважды.

При проведении правовых экспертиз 16 приказов Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай от 04.06.2012 №№ 38-51, от 20.06.2012 № 59, от 22.11.2012 № 130, которыми утверждены административные регламенты предоставления Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай государственных услуг по вопросам, отнесенным к ведению данного Министерства, было установлено, что вышеперечисленные приказы содержат нормы, которые не соответствуют федеральному законодательству и тем самым нарушают Конституцию Российской Федерации.

Во всех Административных регламентах, утвержденных вышеназванными приказами, установлены основания для приостановления рассмотрения жалобы, что  законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а следовательно является признаком несоответствия данных нормативных правовых актов федеральному законодательству.

Мотивированные экспертные заключения от 28.02.2013 были направлены в адрес Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай с целью принятии необходимых мер для приведения приказов в соответствие с Конституцией Российской  Федерации и федеральным законодательством.

Изменениями, внесенными приказами Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай от 06.03.2013 №№ 51-64, положения, противоречащие нормам федерального законодательства, оперативно устранены.

Кроме того, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, пунктом 1 приказа  Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай от 10.01.2013 № 1 утверждено Положение о республиканском Центре координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

По результатам правовой экспертизы установлено, что принятие указанного выше приказа является необходимым и достаточным, норм противоречащих федеральному законодательству, не выявлено.

Участие Управления в нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Алтай заключается в проведение правовых экспертиз проектов нормативных правовых актов, а также участие специалистов Управления в рабочих группах, комиссиях и комитетах Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по разработке этих проектов.

В Плане законопроектной и контрольной деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, его Президиума и Аппарата на I полугодие 2013 года, утвержденным постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 07.12.2012 № 24-27 в I квартале 2013 года не предусмотрено разработка и принятие проектов нормативных правовых актов, регулирующих сферу содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Считаем необходимым отметить, что в I квартале 2013 года на рассмотрение Правительственного часа вынесен вопрос: «Об эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республики Алтай».

По результатам обзора нормотворчества Республики Алтай в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства можно сделать вывод, что с учетом динамики федерального законодательства, данная сфера правоотношений на республиканском уровне урегулирована достаточно полно.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).