Вы здесь

Обзор законодательства Республики Алтай в сфере профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов

Обзор законодательства Республики Алтай в сфере

профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов

 Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 в целях усиления государственной поддержки инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям и повышения роли органов исполнительной власти в решении проблем инвалидов правительствам республик в составе Российской Федерации, в том числе, рекомендовано разработать региональные целевые программы, направленные на решение проблем инвалидности и инвалидов.

Основополагающие правовые нормы, регулирующие общественные правоотношения по вопросу охраны и защиты прав инвалидов, закреплены в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту именуется Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 5 Федерального закона № 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, в том числе, относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, а также за регистрацией инвалидов в качестве безработных, что закреплено статьей 7.1-1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Во исполнение вышеназванных норм федерального законодательства, на республиканском уровне проходит процесс формирования и усовершенствования правовой базы в сфере профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов.

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, на сегодняшний день, в Республике Алтай действует 14 нормативных правовых акт, в целом, или в части отдельных норм, регулирующих вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят 2 закона Республики Алтай, 4 постановления Правительства Республики Алтай, 8 приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее по тексту именуется Минтруд Республики Алтай).

Так, пунктом 16.6 части 1 статьи 2 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 № 32-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области содействия занятости населения» закреплено, что к полномочиям Правительства Республики Алтай в области содействия занятости населения относится определение порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, для предоставления им гарантий трудовой занятости.

Статьей 2 Закона Республики Алтай от 03.12.2010 № 65-РЗ «Об установлении в Республике Алтай квоты для приема на работу инвалидов» установлено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Правительством Республики Алтай для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах квоты для приема на работу инвалидов.

На основании вышеизложенного, Правительством Республики Алтай принято постановление от 16.02.2011 № 30 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Данным постановлениемопределено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов организациям, расположенным на территории Республики Алтай, со среднесписочной численностью работников: от 101 до 300 человек – не менее одного специального рабочего места; от 301 до 500 человек - не менее двух специальных рабочих мест; более 501 человека – не менее трех  специальных рабочих мест.

Также, постановлением Правительства Республики Алтай от 17.03.2015 № 71 утвержден Порядок представления в органы службы занятости населения Республики Алтай сведений и информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодателями, осуществляющими деятельность на территории Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 246 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» утверждена государственная программа Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» (далее по тексту именуется Государственная программа).

Согласно Государственной программе в качестве целевых показателей программы, в том числе, будет оцениваться доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска подходящей работы.

Вышеуказанная Государственная программа включает в себя подпрограмму «Доступная среда» (далее по тексту именуется Подпрограмма).

В качестве целевых показателей Подпрограммы, в том числе, будет оцениваться доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций.

Одним из основных мероприятий Подпрограммы является формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере образования и науки, в рамках которого будут осуществляться мероприятия, направленные на создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2013 № 314 «Об утверждении Положения о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утверждено Положение о Минтруде Республики Алтай (далее по тексту именуется Положение).

Согласно пункту 20.1 Положения Минтруд Республики Алтай в сфере содействия занятости населения Республики Алтай осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, а также за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

Во исполнение вышеизложенных норм, Минтрудом Республики Алтай принят приказ от 28.12.2015 № П/416, утверждающий Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, для предоставления им гарантий трудовой занятости.

Помимо этого, вышеназванным министерством принято пять приказов, утверждающих административные регламенты предоставления государственных услуг:

- приказ от 02.09.2015 № П/252 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» (далее по тексту именуется Приказ № П/252);

-  приказ от 02.09.2015 № П/257 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» (далее по тексту именуется Приказ № П/257);

- приказ от 02.09.2015 № П/260 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» (далее по тексту именуется Приказ № П/260);

- приказ от 02.09.2015 № П/262 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые» (далее по тексту именуется Приказ № П/262);

- приказ от 02.09.2015 № П/256 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности».

Также, Минтрудом Республики Алтай утверждено два административных регламента исполнения государственных функций:

- приказ от 02.09.2015 № П/254 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Республике Алтай» (далее по тексту именуется Приказ № П/254);

 - приказ от 02.09.2015 № П/255 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных».

Все вышеперечисленные административные регламенты, в том числе, регулируют вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов.

По данным нормативным правовым актам Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай проведена правовая и антикоррупционная экспертизы.

По результатам экспертиз установлено, что принятие вышеуказанных нормативных правовых актов не выходит за пределы полномочий Республики Алтай и соответствующей компетенции органов, их принявших.

В тоже время, по результатам антикоррупционных экспертиз в Приказах № П/252, № П/254, № П/257, № П/260, № П/262 Минтруда Республики Алтай выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

По итогам первого полугодия 2016 года в вышеназванных административных регламентах коррупциогенный фактор был устранен путем внесения изменений в данные нормативные правовые акты.

В ходе проведения обзора законодательства Республики Алтай, регулирующего вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, можно сделать вывод, что органами государственной власти Республики Алтай полномочия, предоставленные федеральным законодательством, по принятию и внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений в Республике Алтай, реализованы на достаточном уровне.

 

 

31 августа 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).