Вы здесь

Основные правила проставления апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2015 № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации"

Основные правила проставления апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2015 № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации"

 

27.05.2016 вступил в силу Федеральный закон «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о проставлении апостиля).

Закон разработан Минюстом России в целях урегулирования отношений, возникающих в связи с проставлением апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, установления правовых и организационных основ и общих правил проставления апостиля на российских официальных документах.

Проставление штампа «апостиль» на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (далее – Конвенция).

Апостиль - штамп, соответствующий требованиям Конвенции и Федерального закона о проставлении апостиля, проставляемый компетентным органом на российском официальном документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, и удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Порядок проставления апостиля компетентными органами устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг в сфере проставления апостиля, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предоставление государственных услуг.

Так, территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в работе по оказанию государственной услуги в сфере проставления апостиля руководствуются Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утв. приказом Минюста РФ от 03.07.2012 № 130.

В качестве российских официальных документов в целях применения Федерального закона о проставлении апостиля рассматриваются документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

2) федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации;

3) органами прокуратуры Российской Федерации;

4) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

6) органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

7) государственными и муниципальными учреждениями.

В качестве российских официальных документов также рассматриваются документы, оформленные нотариусами Российской Федерации при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Апостиль не проставляется на документах, совершенных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также на документах, имеющих прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, в том числе в случаях, если указанные документы выполнены в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариусами.

Срок проставления апостиля не может превышать пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля, если иное не предусмотрено Федеральным законом о проставлении апостиля.

Срок проставления апостиля может быть продлен компетентным органом до тридцати рабочих дней в случае необходимости направления компетентным органом запроса, предусмотренного ч. 1 ст. 9 Федерального закона о проставлении апостиля.

В случае продления срока проставления апостиля по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 6, компетентный орган уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля.

Срок проставления апостиля на российских официальных документах, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не может превышать сорок пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля. Указанный срок включает в себя время, необходимое компетентному органу для получения информации, предусмотренной ч.1 ст. 9 Федерального закона о проставлении апостиля.

За проставление апостиля с заявителя взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации – 2 500 руб. за каждый документ.

Апостиль должен соответствовать требованиям, указанным в приложении к Конвенции.

Штамп «Апостиль» имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см. Апостиль содержит 10 пунктов, наименование которых и порядок расположения строго регламентированы Гаагской конвенцией. Апостиль заполняется на русском языке. При заполнении апостиля могут использоваться также английский и (или) французский языки. Заголовок, кроме того, дублируется только на французском языке – «Apostille (ConventiondelaHayedu 5 octobre 1961)».

В случае отсутствия у компетентного органа образца подписи, оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего российский официальный документ, компетентный орган направляет запрос о предоставлении соответствующей информации в адрес лица, выдавшего российский официальный документ. Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления компетентным органом факта отсутствия указанной информации.

Запрос компетентного органа должен содержать наименование выданного российского официального документа и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего российского официального документа.

Лицо, получившее запрос компетентного органа, обязано направить запрашиваемую информацию в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Компетентный орган получивший ответ, проставляет на российском официальном документе апостиль в соответствии с вышеназванными требованиями в установленный срок.

Компетентные органы, наделенные полномочиями по проставлению апостиля, осуществляют ведение реестра проставленных апостилей, если иное не предусмотрено федеральными законами.

По запросу любого заинтересованного лица компетентный орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в апостиле записи сведениям, внесенным в реестр апостилей.

Ведение реестра апостилей может осуществляться как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.

Каждый заявитель, получивший государственную услугу в виде проставления апостиля, имеет право на обжалование нарушения порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в решениях, действиях (бездействии) компетентных органов, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в досудебном (внесудебном) порядке путем обращения в компетентный орган.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

- нарушение срока предоставления государственной услуги;

- требование у заявителя документов, не предусмотренных Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;

- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом для предоставления государственной услуги, у заявителя;

- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены Административным регламентом;

- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- отказ компетентного органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба заявителя, поданная в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

 

 

 

30 июня 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).