Вы здесь

О совершении нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления Республики Алтай

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1 (далее – Основы о нотариате), нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан путём совершения нотариусами либо специально уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

            Правом совершения нотариальных действий органы местного самоуправления были наделены Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы о нотариате).

Для принятия данного федерального закона имелись объективные причины, продиктованные жизненными реалиями и необходимостью получения гражданами, проживающими в сельской глубинке и  не имеющими высоких доходов, наиболее распространенных и несложных нотариальных услуг оперативно (без выезда в райцентр) и за небольшую плату.

Согласно Основам о нотариате право совершать нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное лицо местного самоуправления муниципального района (далее - должностные лица местного самоуправления), при условии отсутствия на соответствующей территории нотариуса.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 37 Основ о нотариате дополнена словами «для лиц, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в данных населенных пунктах».

Таким образом, внесенными изменениями закреплено право муниципальных образований на совершение нотариальных действий лишь для лиц, зарегистрированных на их территориях.

Изначально должностные лица местного самоуправления имели право совершать 6 наиболее востребованных нотариальных действий: удостоверять завещания; удостоверять доверенности; принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В июле 2014 года вступили в силу очередные изменения, внесенные  в вышеназванные законы, которыми расширены полномочия указанных должностных лиц  по совершению нотариальных действий.

Этому предшествовало выступление Президента Российской Федерации в городе Иваново 26 мая 2014 года на заседании Совета по развитию местного самоуправления, где была поднята проблема доступности нотариальных услуг в отдаленных и экономически неразвитых районах России.

Согласно внесенным  изменениям, названные должностные лица местного самоуправления  наделены правом совершать еще  несколько нотариальных действий, а именно: удостоверять факт нахождения гражданина в живых; удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; удостоверять время предъявления документов; удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

 Законодательными актами Российской Федерации должностным лицам местного самоуправления может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

Порядок и правила совершения отдельных видов нотариальных действий  установлены Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения, утвержденной приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 (далее - Инструкция).

Однако в Инструкцию до настоящего времени не внесены изменения, касающиеся полного перечня совершения нотариальных действий, и не определен порядок их совершения.

Деятельность по совершению нотариальных действий главами сельских поселений осуществляется в силу закона по должности.

Решением главы, в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса, совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.

Так, на территории Республики Алтай полномочия по совершению нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления сельских поселений закреплены в распоряжениях, издаваемых главами сельских поселений.

В соответствии с п. 2 Инструкции местные органы самоуправления сельских поселений Республики Алтай направляют в адрес Управления Минюста России по Республике Алтай (далее - Управление) копии указанных распоряжений.

Информация о данных распоряжениях размещается главами поселений в местных печатных изданиях, на стендах администраций сельских поселений и в других местах, доступных для граждан, проживающих на территории поселений.

Проводимый ежегодно Управлением анализ практики совершения сельскими поселениями нотариальных действий  показал, что требования Инструкции об уведомлении при принятии решения о совершении нотариальных действий и назначении специально уполномоченных должностных лиц соблюдается не всеми главами местных администраций поселений.

Вместе с тем, в ходе подготовки анализа практики совершения должностными лицами нотариальных действий, установлено, что большинство глав не соблюдают законодательство РФ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия.

Так, основаниями для издания распоряжений о наделении того или иного лица полномочиями по совершению нотариальных действий являются утратившие силу нормативные правовые акты, а также применяются неверные нормы и ссылки закона.

В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» распоряжения, учетные сведения, образцы подписей должностных лиц, совершающих нотариальные действия, и оттиски гербовых печатей формируются специалистами Управления в дела соответствующих поселений.

Сведения о должностных лицах местного самоуправления размещаются на официальном сайте Управления (ru02@minjust.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновляются по мере получении информации.

Всего, в соответствии с Законом Республики Алтай от 10.11.2008 № 101 – РЗ (в ред. от 06.10.2015) «Об административно – территориальном устройстве Республики Алтай» в Республике Алтай  числится 102 административно – территориальных единицы, из них:

- 1 городской округ, в котором по состоянию на 30.03.2016 осуществляют нотариальную деятельность 4 нотариуса;

- 10 муниципальных районов (аймаков), в 9 из которых нотариальную деятельность осуществляют по 1 нотариусу, в 1 районе – 2 нотариуса;

- 91 сельское поселение, в 81 из которых нотариус отсутствует (далее – сельские поселения) (на территории 10 поселений, которые являются районными центрами, имеется нотариус).

Согласно составленному Управлением реестра сведений о должностных лицах органов местного самоуправления республики, из 81 поселения, где отсутствует нотариус, администрациями 71 поселения принято решение о совершении на их территории нотариальных действий.

По анализу практики оказания должностными лицами местного самоуправления нотариальной помощи населению республики за 2015 год установлено, что общее количество совершенных  в поселениях нотариальных действий составило 7000 на сумму 556 450 рублей,в 2014 - 5 901 н/действие на сумму 529.385 руб.). Таким образом, у сельских жителей возрастает потребность в нотариальных действиях, совершаемых органами местного самоуправления.

Наиболее часто совершаемыми нотариальными действиями на территории сельских поселений республики, является удостоверение доверенностей и свидетельствование верности копий документов и выписок из них. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что данные виды документов востребованы как в рамках делового оборота среди юридических лиц, так и в повседневной жизни граждан.

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Основы о нотариатеФедеральным законом от 29.12.2014 № 457-ФЗ, согласно которым сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

На территории республики сложилась ситуация, когда уполномоченными лицами  местного самоуправления  не соблюдаются указанные требования. По сообщениям, поступающим в Управление от органов местного самоуправления, основной причиной несоблюдения названных положений Основ является отсутствие соответствующего программного обеспечения и квалифицированной электронной цифровой подписи у должностных лиц органов местного самоуправления, для приобретения которых требуются финансовые и временные затраты.

Более того, по этой причине некоторые сельские поселения приостановили деятельность по совершению нотариальных действий или отказались от совершения таких действий.

При этом отсутствие у органа местного самоуправления технической возможности  (отсутствие оборудования, квалифицированной подписи и т.п.)не отменяет обязанности  направлять указанные сведения. Соблюдение этого порядка обязательно, поскольку в ином случае нарушаются права граждан и организаций, от имени или в пользу которых были совершены нотариальные действия.

            Разъяснения по указанному вопросу были  доведены Управлением до сведения глав поселений  неоднократно.

По сложившейся практике, администрации сельских поселений республики направляют вышеуказанные сведения в Нотариальную палату Республики Алтай почтовой связью на бумажном носителе, либо по электронной почте в отсканированном формате, что является недопустимым фактом.

В целом, практика совершения органами местного самоуправления поселений Республики Алтай нотариальных действий показывает, что наделение органов местного самоуправления поселений правом на совершение нотариальных действий позволила решить вопрос доступности нотариальных услуг для граждан, проживающих на территориях, где отсутствует нотариус.

Тем не менее, большое значение имеет не только доступность, но и качество составляемых нотариальных документов: разъяснение гражданину его прав и обязанностей; предупреждение о последствиях совершаемого нотариального действия; правильное его оформление, регистрация и хранение.

Анализ предоставленных сведений о практике совершения органами местного самоуправления нотариальных действий выявил общие для всех сельских поселений Республики Алтай проблемы, такие как:

-  отсутствие профессиональных знаний и навыков, необходимых для совершения нотариальных действий специалистами, в том числе по исчислению размера государственной пошлины;

- недостаточное информационное и материально-техническое обеспечение сельских поселений, в том числе отсутствие отдельных помещений для совершения нотариальных действий и обеспечения их тайны, а также хранения архива нотариальных документов;

- отсутствие на территории некоторых поселений филиала Сбербанка (или других кредитных организаций) или его терминала для перечисления в местный бюджет платы за совершение нотариальных действий;

- отсутствие справочной литературы, образцов документов по совершению нотариальных действий, правовых программ, а также доступа  в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

- недостаточность денежных средств в бюджете поселений для приобретения технического оборудования, усиленной квалифицированной электронной подписи, программы АРМ «Нотариат-ОМСУ».

Проблема неурегулированности на законодательном уровне порядка осуществления контроля за деятельностью должностных лиц органов местного самоуправления по реализации государственных полномочий обозначена с самого начала наделения глав и должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий.

В этой связи, в конце 2015 года Минюстом России разработан Порядок проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов (приказ от 22.01.2016 № 13).

Приказом определен порядок проведения указанных проверок, в том числе их назначения и согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации, основания для проведения, предмет, виды проверок и решений, принимаемых территориальным органом Минюста России по их результатам.

Ряд вопросов, связанных с ответственностью этих лиц за совершение действий, противоречащих действующему законодательству, остается непроработанным.

Учитывая тот факт, что нотариальные документы имеют продолжительный срок действия, затрагивают интересы граждан и юридических лиц, существует объективная необходимость законодательного урегулирования следующих вопросов:

- предусмотреть ответственность глав местных администраций поселений и специально уполномоченных лиц местного самоуправления поселений за совершение нотариальных действий, противоречащих действующему законодательству. Так, например, нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб;

- установить квалификационные требования, для лица уполномоченного, совершать нотариальные действия в части профессионального образования, прохождения стажировки или специального обучения. Закон предъявляет много требований к лицам, претендующим или уже исполняющим обязанности нотариуса. Одно из главных требований к нотариусу - высокопрофессиональное знание современного российского законодательства, судебной практики его толкования и применения, а также, в определенной степени - норм иностранного и международного частного права;

- представление статистической отчетности по нотариальным действиям  по установленной форме;

- определить порядок  совершения главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения (главой местной администрации муниципального района и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления муниципального района) нотариальных действий.  Соответствующие изменения внести в Инструкцию.

Полагаем, что решение вышеуказанных вопросов позволит государству реализовать конституционную обязанность по обеспечению гарантий прав и защиты законных интересов граждан в сфере предоставления нотариальных услуг.

 

 

 

 

 

Отдел по делам некоммерческих организаций,

контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,

 

государственной регистрации актов гражданского состояния

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).